На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Правозащитная деятельность как средство самозащиты

28 февраля сотрудники Следственного комитета России провели обыск в квартире правозащитницы Зои Световой.

28 февраля сотрудники Следственного комитета России провели обыск в квартире правозащитницы Зои Световой.

Почему казалось бы обычное следственное действие вызвало такой всплеск эмоций в оппозиционной прессе?

Об обыске дома у Зои Световой сообщили решительно все средства массовой информации, позиционирующие себя как оппозиционные. Перечислять вышедшие там публикации на эту тему особого смысла нет, тем более что они абсолютно все они сводятся к одному нехитрому постулату: Светова — известный журналист, правозащитник, специализируется на нарушении прав человека в российских местах лишения свободы, а значит, власть таким способом сводит с ней счеты за активную гражданскую позицию.

%direct

Интересные соображения высказала в «Фейсбуке» по этому поводу журналистка Ольга Бешлей. Она особо подчеркнула, что родители Зои Световой — писательница Зоя Крахмальникова и Феликс Светов — в советское время были диссидентами, в 1980-е годы арестовывались, провели долгие годы в советских тюрьмах и ссылках, и те, кто инициировал сегодняшний обыск, не могли об этом не знать. Видимо, по мнению О. Бешлей, этот факт как-то особо выделяет Зою Светову среди других правозащитников.

В числе прочих отреагировал на обыск у Световой известный оппозиционер, провозгласивший себя кандидатом в президенты России, Алексей Навальный. Он не преминул заметить на своей странице «Фейсбука», что когда станет президентом, прекратит такой беспредел, как обыски в домах правозащитников.

Следственный комитет России отреагировал достаточно оперативно и опубликовал на своем официальном сайте соответствующий комментарий. Из этого сообщения следует, что обыск по месту жительства Зои Федоровой проводился следователями Главного следственного управления СК России в ходе расследования уголовного дела в отношении лиц, легализующих полученные преступным путем, то есть похищенные в начале 2000-х годов у компании ЮКОС, государства и прочих организаций, денежные средства.

У следствия по данному делу появились веские основания полагать, что в квартире Зои Световой хранятся документы, подтверждающие факт перевода в Россию денег из числа похищенных Михаилом Ходорковским и его подельниками, а также о том, как именно эти деньги расходовались. С целью отыскания и изъятия данных документов на основании полученного в суде решения и проводился этот обыск.

Объяснение оснований к проведению обыска у Зои Световой, озвученное представителями Следственного комитета, выглядит вполне логичным и обоснованным. Действительно, тот факт, что Михаилу Ходорковскому удалось вывести за рубеж значительную часть денег и других активов, похищенных во время руководства им компанией ЮКОС, общеизвестен. Как общеизвестно и то, что сам Ходорковский сейчас постоянно проживает за границей, где, судя по всему, получил возможность этими похищенными средствами распоряжаться. Вполне вероятно, что именно на эти деньги и финансируется существующий в нашей стране политический проект Ходорковского «Открытая Россия».

Кстати, все та же журналист Ольга Бешлей в своем посте прямым текстом указывает, что Зоя Светова работает в «Открытой России». О том, что «Открытая Россия» создана по инициативе Михаила Ходорковского, говорится на официальном сайте этого общественного движения, где в одной из публикаций «Открытая Россия» объявляет Светову своей сотрудницей.

Небезынтересно, что достаточно много публикаций на этом сайте посвящено «делу ЮКОСа» и всему, что с этим делом связано, в том числе вопросам о выплате российским государством компенсации в 1,8 миллиарда евро акционерам ЮКОСа. Так что политика и общественное движение — это все хорошо, но про деньги там тоже никто не забывает.

Таким образом, сам по себе факт обыска у Световой ничего сверхординарного собой не представляет. Это просто рядовое следственное действие по уже давно расследуемому уголовному делу. Тем более что связка «ЮКОС — Ходорковский — “Открытая Россия” — Светова» просматривается достаточно явно и объясняет многое. Однако самым главным информационным поводом в данном случае явился тот факт, что Зоя Светова — правозащитник.

Фото. Михаил Ходорковский давно финансирует как отдельных политиков, так и целые партии © VIKTOR CHERNOV | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. Михаил Ходорковский давно финансирует как отдельных политиков, так и целые партии© Viktor Chernov | globallookpress.com

В связи с этим хочется напомнить, что Конституция Российской Федерации провозглашает равенство всех граждан перед законом. Да, в Конституции и в ряде других федеральных законов перечислен ряд категорий граждан России, обладающих определенным иммунитетом, то есть при привлечении их к уголовной ответственности должен быть соблюден некий отдельно оговоренный законом порядок. Это президент, депутаты, судьи, прокуроры и ряд других. Но такой категории граждан, как «правозащитники», среди них нет.

Чем вообще отличается правозащитник от остальных наших сограждан в правовом смысле? Дело в том, что правозащитник не назначается, не выбирается, он просто становится им по своему желанию, и все. Поэтому даже если кто-то провозгласил себя правозащитником, и другие, уже провозгласившие себя правозащитниками ранее, признали его за своего, то в юридическом смысле это не значит вообще ничего. Правозащитник — понятие не правовое, а общественно-политическое. Правозащитники — такие же люди, как и мы все, и нимбы над головами от самоназвания правозащитниками у них не вырастают. Так же, как и любой другой житель нашей страны, они запросто могут совершать самые разнообразные правонарушения или быть к каким-то правонарушениям как-то причастны.

Поэтому хочется спросить у оппозиционно настроенной публики: а чем, в сущности, отличается проведение обыска в доме правозащитника от обыска в доме любого другого гражданина России, если для этого имеются законные основания? Почему же информационный шум поднялся только по поводу обыска у Зои Световой? Или тут сработал старинный русский призыв «наших бьют»?

Без сомнения, частично шумиха в прессе по поводу этого обыска объясняется именно этим обстоятельством. Тем более что дети Зои Световой тоже люди в той среде не последние.

Читайте также: Ливийский полигон для американо-российского диалога Ливийский полигон для американо-российского диалога

Один сын — Тимофей Дзядко — журналист, редактор “Forbes”, ведущий передачи на телеканале «Дождь»; другой — Филипп Дзядко — директор по спецпроектам журнала “The New Times” и также отметился на «Дожде»; третий — Тихон Дзядко — тоже раньше работал на «Дожде», а сейчас ведущий новостей на канале RTVi. Нетрудно догадаться, съемочная группа какого телеканала первой прибыла на место событий, то есть в подъезд Зои Световой. Правильно, конечно же «Дождя».

Но имеется и еще одно весомое соображение. Складывается ощущение, что всей этой информационной кампанией в сознании читателей и зрителей стараются замылить главный вопрос — денежный. Мы не знаем, какие финансовые документы хранились в квартире Зои Световой, о каких суммах в них может идти речь, от кого эти деньги могли быть получены и каким образом израсходованы. Но невольно начинает казаться, что раз поднялся такой достаточно мощный шум со стороны оппозиционных сил, то в этом случае следствие наступило на самую «больную мозоль» и документы там могли находиться очень серьезные.

Хотя это и из области догадок, но достаточно веские основания для таких догадок приведены выше. В любом случае будем ждать дальнейшего развития событий.

 

Ссылка на первоисточник
наверх