На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Папа Римский Франциск — либерал, консерватор или…?

Непростая ситуация сложилась вокруг действующего Папы Римского Франциска — политическая общественность никак не может определиться, кем именно является понтифик, и навешивает ему ярлыки то либерала, то консерватора, то любителя России, а то и вовсе предателя западной цивилизации…

Непростая ситуация сложилась вокруг действующего Папы Римского Франциска — политическая общественность никак не может определиться, кем именно является понтифик, и навешивает ему ярлыки то либерала, то консерватора, то любителя России, а то и вовсе предателя западной цивилизации…

За последние годы в Ватикане произошли изменения, подобных которым святой престол не знал много лет.

В 2013 году папой римским был избран достаточно необычный человек — первый выходец из Западного полушария и первый иезуит в истории, первый «не европеец» за 1200 с лишним лет, а также первый монах более чем за полтора столетия — аргентинец итальянского происхождения Хорхе Марио Бергольо, принявший после избрания имя Франциск.

%direct

Внимание общественности и СМИ Франциск изначально привлек радикальным изменением самого папского уклада жизни. Он отказался от жизни в Апостольском дворце, отдав предпочтение квартире в Доме святой Марты. Сменил шикарный лимузин на легковой «Фольксваген» ватиканской жандармерии и по возможности старается побольше ходить пешком. Даже новое папское кольцо не отлито из золота, а лишь позолочено. Омывание Франциском ног мигрантам и его обед с бездомными активно обсуждались в прессе и блогосфере. Понтифик даже не думает скрывать своей приверженности аскетизму и откровенно прохладного отношения к национализму. Последнее — уже само по себе необычно. Ведь в большинстве западных стран прихожане католических церквей являются традиционным электоральным полем для правых политиков.

Из-за этого, а также благодаря некоторым его высказываниям по поводу разводов, гомосексуализма и воспитания детей вне брака Франциска часто пытаются записать в адепты либерализма.

Фото. Став Папой Хорхе Марио Бергольо сменил шикарный лимузин на легковой «Фольксваген» ватиканской жандармерии, и по возможности старается побольше ходить пешком © GIUSEPPE CICCIA | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. Став Папой, Хорхе Марио Бергольо сменил шикарный лимузин на легковой «Фольксваген» ватиканской жандармерии и по возможности старается побольше ходить пешком© Giuseppe Ciccia | globallookpress.com

И это вроде бы косвенно подтверждает скандал вокруг руководства Мальтийского ордена Римско-католической церкви. Название данного государствоподобного образования полностью звучит как Суверенный военный орден госпитальеров святого Иоанна на Родосе и Мальте (основан еще в IX веке). Его основной деятельностью формально была и остается благотворительность. Орден имеет дипломатические отношения с 105 государствами, выдает собственные паспорта и является наблюдателем в ООН и Совете Европы. Исполнительной властью у госпитальеров долгое время руководил великий канцлер Альбрехт барон фон Безелагер, выступавший за либеральные преобразования и превращение ордена из духовной структуры в благотворительную организацию. Одним из самых громких проступков канцлера стало распространение презервативов в странах третьего мира. В конце концов фон Безелагер был отправлен в отставку великим магистром Фестингом. Франциск попытался вмешаться в ситуацию и восстановить канцлера, однако великий магистр назвал «кадровый вопрос» внутренним делом ордена. Папа начал настаивать на своем, и в результате великий магистр подал в отставку, а вместе с ним ушел и один из самых видных консерваторов Римско-католической церкви — представитель Папы в Мальтийском ордене кардинал Рэймонд Берк.

Берк был одним из кардиналов, публично потребовавших в свое время от Франциска разъяснений по поводу его апостольского обращения, весьма консервативного, но не исключающего возможности допуска к причастию разведенных лиц.

Ранее Берк являлся префектом Верховного трибунала апостольской сигнатуры (руководил аналогом верховного суда Ватикана), но был переведен Франциском на менее значимую должность в Мальтийский орден и вот теперь лишился и ее. Экс-префект являлся сторонником богослужения на латинском языке и противником разводов.

Однако называть из-за «мальтийской истории» и отношения к разводам Франциска либералом — некорректно. Речь тут идет, скорее, не о принципиальном «свободомыслии», а о стремлении сохранить и расширить свою паству. Из-за ситуации с разводами вся католическая «вертикаль» находится в весьма неудобном положении. Ведь если начать «закручивать гайки» разведенным католикам, коих в мире очень много, то это может обойтись святому престолу чрезвычайно дорого.

Преувеличили СМИ и лояльность Франциска к гомосексуализму и другим явлениям, направленным против традиционной семьи. Папа в определенные моменты действительно допустил пару сомнительных, с точки зрения христианской морали, высказываний по вопросу отношения к гомосексуалистам (в частности, призывая церковь и общество извиниться перед ними за свое прежнее отношение). Однако он неоднократно осуждал так называемое «гей-лобби», публично выступал против однополых браков и усыновления гомосексуалистами детей, активно поддерживал традиционные семьи, жестко критиковал моральную ситуацию, сложившуюся в современной Европе. Все это разительно отличается от позиции, например, большинства протестантских церквей, активно продвигающих интересы секс-меньшинств. Так что в данном вопросе позиция Франциска от современных неолиберальных концепций отличается просто разительно.

Что же касается толерантного отношения к мигрантам, то здесь сходство взглядов Папы Римского с подходами европейских и американских либералов — исключительно внешнее. Говоря о необходимости поддерживать беженцев, Франциск не ссылается на идеалы мультикультурализма или права человека. Вместо этого понтифик достаточно дельно говорит: «В Европу приезжают те, кто бегут от войны или от голода. И мы в некотором роде в этом виноваты, потому что злоупотребляем их землями и не делаем никаких вложений для того, чтобы они сами могли извлекать выгоду. Они имеют право на эмиграцию, право на прием и помощь». При этом он призывает исходить из «добродетели благоразумия» — и принимать лишь столько приезжих, сколько можно интегрировать.

Так что ничего действительно неолиберального по поводу мигрантов из уст Франциска не прозвучало. Напротив, он достаточно прозрачно намекнул на том, что империалистическая по сути политика современных западных режимов приводит к войнам и разрухе, от которых люди и вынуждены бежать… И это — идеи определенно не либерала, а, если уж на то пошло, скорее социалиста.

Также Франциск регулярно выступает с жесточайшей критикой основополагающих принципов либерализма в экономике. В своей недавней мессе в Доме святой Марфы он призвал выбирать Бога, а не богатство, подчеркнув, что «нельзя служить двум господам». А в рождественской проповеди в 2015 году Папа Римский прямо заявил, что мир «опьянен духом потребления и ослеплен внешним блеском». Тогда же он подчеркнул, что «в мире, который слишком часто беспощаден к грешнику и снисходителен к греху, мы должны развивать в себе чувство справедливости, чтобы различать волю Божью и действовать согласно ей». Выступая в ПАСЕ в 2014 году, Понтифик подверг Европу жесткой критике за гедонизм и зависимость от экономики, а также за то, что обществу потребления дали вытеснить заботу о жизни человека… В 2013 году итальянская газета Corriere Della Sera рассказывала о том, что Франциск осуждает культ денег и называет мировую финансовую систему «тиранией для бедных».

Ну и где же здесь либерализм? Его нет и в помине.

Происходящее в католическом мире очень точно описал Славомир Сераковский в своей статье «Папа Франциск — лидер мировых левых сил» (Wirtualna Polska). По его словам, «папа не только выступает против культурной дискриминации, но и решительно критикует неолиберализм. Франциск нанес удар по ядру этой идеологии — концепции триклдаун, которая обещает, что когда преуспеют те, кто находится наверху, блага просочатся к тем, кто находится внизу. Однако мы видим, что неравенство усиливается, а на огромных пространствах Запада реальные зарплаты не меняются десятилетиями».

Сераковский указывает на то, что деятельность Франциска вызывает гнев у польских правых. А также, делает вывод о том, что у папы римского сегодня куда больше прав претендовать на лидерство в мировом левом движении, чем у многих политиков…

И не зря с жесткой критикой Франциска выступил один из голосов американского атлантизма — “The American Conservative”. Автор статьи в АС «Что не так с папой Франциском?» Род Дрейер всеми силами пытается доказать, что, вопреки мнению Франциска, социально-экономические и политические факторы не имеют никакого отношения к возникновению исламского фундаментализма,  однако «забывает» о том, что в Ливии, Ираке и Сирии терроризма не было десятилетиями, пока туда не пришли Запад и НАТО. Впрочем, дипломатично умалчивает мистер Дрейер и о той роли в развитии террористического интернационала, которую сыграли США, поддержав афганских моджахедов против Советского Союза. 

Читайте также: Обама подарил козырь Трампу Обама подарил козырь Трампу

Получается, что в качестве оппонента Франциска одновременно воспринимают как глобалисты-неолибералы, так и атлантисты-консерваторы. Он не из тех католических иерархов, которые сотрудничали с Муссолини, Франко, усташами и сквозь пальцы смотрели на то, что творил Гитлер. Парадоксально, но факт: по своим взглядам он больше всего похож на выходца из европейских «новых левых». Кстати, Франциск не только выступает против общества потребления и имущественного расслоения, но и борется за экологию, а кроме того защищает права коренных народов. Когда у индейцев сиу произошел конфликт с нефтяниками и властями США, понтифик поддержал именно коренных американцев.

И католицизм, и идеи «новых левых» в их рафинированном виде России, конечно, чужды. Но сегодня, в контексте необходимости решать глобальные проблемы, у нас возникла потребность в диалоге. И не зря патриарх Кирилл в феврале 2016 года совершил эпохальный шаг и впервые отправился на встречу с Папой Римским Франциском в Гаване. Не стоит искать в этом признаков экуменизма, которые мерещатся некоторым ура-патриотам. Просто перед обеими церквями стоят как остро актуальные задачи, вроде защиты христиан от террористов на Ближнем Востоке, так и более масштабные — такие, как выход христианского мира из тяжелевшего духовного кризиса, вызванного действиями западных неолибералов. Борясь с Гитлером, СССР в свое время активно сотрудничал с европейским Сопротивлением. И сегодня, противодействуя тоталитарному неолиберализму, который с каждым днем все больше становится похожим на гитлеризм, пренебрегать союзниками не стоит — тем более, такими сильными, как святой престол.

 

Ссылка на первоисточник
наверх