На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Какого урожая ждать от «Посева» и иже с ним

Сегодня патриотическая тема вновь востребована российским обществом, и это хорошо.

Сегодня патриотическая тема вновь востребована российским обществом, и это хорошо.

Но представления о том, как надо Родину любить и к какому светлому будущему ее вести, у нынешних патриотов существенно разнятся. В немалой степени на ту или иную точку зрения влияет, где находятся гносеологические корни патриотизма — в России или за рубежом.

В зависимости от этого фактора подходы могут быть прямо противоположными.

Импортный вариант патриотизма

В качестве примера импортного варианта российского патриотизма рассмотрим деятельность Народно-трудового союза (НТС). Организация эта со стажем. В нынешнем году ей исполнилось 87 лет, а ее детищу — издательству «Посев» — 72 года. Отношение к НТС в нашей стране менялось вместе с политической ситуацией. В СССР деятельность Народно-трудового союза считалась враждебной и жестко пресекалась спецслужбами. А после крушения коммунистической империи многие россияне, включая иных политиков, напротив, воспринимали членов НТС как пророков и наставников, доверяя их мнению относительно дальнейшей судьбы страны. Но давайте взглянем на идеи «российских солидаристов» непредвзято и оценим, велик ли шанс, что они приживутся на современной почве.   

%direct

Для начала вспомним краткую историю НТС и «Посева». У истоков нынешних «старцев» стояли юные романтики. В основу организации вошли союзы русской молодежи, созданные в разных странах, где нашли приют российские эмигранты первой волны. Их подросшие детки и организовали Народно-трудовой союз, отодвинув в сторону «поколение отцов». В вину старшим они ставили то, что те не уберегли Россию от большевизма.

Политическое кредо «новопоколенцев» или «нацмальчиков» амбициозное: «не либералы, но и не фашисты», они «ни справа, ни слева, а впереди». Главной целью организации считалось свержение коммунистического режима в России, каковая и была достигнута в 1993 году с принятием новой Российской конституции. Но вряд ли стоит приписывать эту заслугу лишь членам Народно-трудового союза — не так велико было их число, и влияние на умы коренного населения не столь радикально.

Хотя помогали российским эмигрантам подрывать устои СССР много, охотно и квалифицированно. Особенно прибавилось добровольных «помощников» во времена холодной войны.

О том, что зарубежные спонсоры и инструкторы таким образом решают собственные задачи и что, по сути, члены НТС льют воду на чужую мельницу, «нацмальчики» понимали.

Но с собой договорились: «Чтобы защититься от машины террора, НТС в годы холодной войны естественно контактировал с ведомствами безопасности разных стран. Они помогали преодолевать барьеры свободному обмену людьми и информацией, которые ставило КГБ». Читай, действовали по правилам: «враг моего врага — мой друг» и «цель оправдывает средства».

Белогвардейцы: герои или злодеи?

К счастью, НТС еще в 1934 году объявил, что отвергает методы террора, хотя советская власть и причислила его к террористическим организациям. То есть крови на «солидаристах» нет. Вместо силовых акций члены Народно-трудового союза проводили идеологические «диверсии». В рамках этой деятельности издательство «Посев» поначалу наладило выпуск антисоветских листовок, а затем сосредоточилось на так называемом «тамиздате». В числе писателей и поэтов, произведения которых были опубликованы за рубежом, немало громких имен: А. Галич, М. Булгаков, А. Ахматова, Б. Пастернак, братья Стругацкие и др. С 1963 по 1991 годы «Посев» опубликовал 180 книг. С одной стороны, это хорошо: в СССР в те годы была жесточайшая цензура, далеко не все произведения авторов попадали к читателю, многое уходило в «стол». С другой стороны, как показал период гласности, чести быть опубликованными за рубежом удостаивались не только и не столько высокохудожественные произведения, сколько содержащие критику советской власти.

Впрочем, литературоведческие оценки — дело специалистов и читательского вкуса. Вряд ли разногласия по поводу художественных особенностей романа «Доктор Живаго» рассорят российских аборигенов с членами НТС, приехавшими на историческую родину из-за рубежа. Но восхищение Белым движением, преемниками которого объявили себя «новопоколенцы» на Западе, в России разделяют не все. И тому есть весомая причина. В эмиграции жили потомки белогвардейцев, жаждавшие реванша, а на родине оставались дети и внуки красноармейцев — их непримиримых противников. 

Можно дискутировать на тему «кто первым начал», но отрицать зверства белогвардейцев в годы Гражданской войны никому не придет в голову. В архивах сохранилось огромное число документальных свидетельств. Так, обе стороны, с оговорками и без оных, подтверждают приказ белогвардейских генералов: пленных не брать. Еще исторический факт: адмирал Колчак, кинематографический образ которого запал россиянам в душу по роли Константина Хабенского, развернул в Сибири и на Дальнем Востоке более 40 концлагерей. Туда загнали почти миллион человек — тех, кто не хотел возврата дореволюционных порядков.

Пока эмигрировавшие белогвардейцы тосковали по Родине, их победившие соотечественники подводили свои итоги Гражданской войны: около 8 миллионов убитых, замученных в концлагерях, а также умерших от ран, голода и эпидемий. Материальный урон, нанесенный стране, был тоже огромен — по оценке экспертов, 50 миллиардов золотых рублей.

Эти тяготы, которые многократно усугубила Великая Отечественная война, вынесли на своих плечах бывшие красноармейцы, их жены, дети и внуки. И все это по сей день хранит народная память.

Но движение «Белое дело», созданное в рамках НТС в 2008 году и в качестве организации открытое в 2012-м, хочет переписать историю. «Мемориально-просветительский и историко-культурный центр», как позиционирует себя «Белое дело», говорит об этом прямо: «Свидетельствование о преступлениях большевиков против России и Церкви, русского и других народов российского исторического пространства, увековечивание памяти белых воинов, популяризация истории Белого движения и антибольшевистского сопротивления, положительного исторического опыта дореволюционной России и Белых правительств, распространение знаний о Белом движении в молодежной среде, поиск единомышленников в близких кругах — вот перечень неотложных задач на ближайшее время».

Совет НТС в 2009 году дал наказ тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву уделять антисоветскому прошлому «должное внимание, а его героям — должный почет». Ни у кого не возникает ассоциации с нынешним прославлением Степана Бандеры на Украине и Днем памяти латышских легионеров СС, отмечаемым 16 марта?

Коммунистов — к стенке, стране — покаяться?

Еще дальше пошел Русский общевоинский союз (РОВС), сотрудничающий с НТС. Эта организация объявила непримиримую борьбу против коммунистов. Как говорится, не на жизнь, а на смерть.

В свое время РОВС даже приветствовал начало Второй мировой войны: «Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». Нынешний Русский общевоинский союз ставит своей задачей «добиться официального юридического осуждения деятельности КПСС и КГБ».

Миллионы честных рядовых коммунистов, не имевшие ни льгот, ни привилегий, но первыми идущие туда, где трудно, с такой инициативой, безусловно, не согласятся. Что не добавит согласия в обществе.

Читайте также: Татарстан под ударом: устоит ли российский островок стабильности под цунами банковского кризиса Татарстан под ударом: устоит ли российский островок стабильности под цунами банковского кризиса

Оно и понятно. Огромное число россиян жили при советской власти. За 70 лет в стране сложились стойкие стереотипы, что хорошо, а кто плохой. Эти представления очень сложно вытравить. Признать, что целая страна вела себя неправильно и должна покаяться перед «отщепенцами», народу психологически тяжело. Именно поэтому, к слову, до сих пор крепки позиции КПРФ.

Власть хорошо понимает опасность нового потенциального противостояния. В свое время Борис Ельцин неспроста объявил День примирения и согласия. Не совершает резких идеологических разворотов и Владимир Путин, что уже вызвало негодование со стороны Русского общевоинского союза и критику «путинского режима». Кстати, в своей борьбе с коммунизмом РОВС пошел по давно проторенной дорожке — объединился с западными антироссийскими организациями. В качестве таковой на сей раз выступила Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) с идеей международного осуждения коммунизма.

В связи с последним возникает закономерный вопрос: а кто кого пытается использовать? Бывшие эмигрантские организации по привычке ищут поддержки у западных союзников? Или зарубежные спецслужбы обрели «агентов влияния» в лице наших вновь обретенных соотечественников и их последователей? Впрочем, при любом раскладе вывод очевиден: российские патриотические силы пытаются разобщить и стравить.

 

Ссылка на первоисточник
наверх