На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Протесты в Румынии: страна на пороге госпереворота

Бухарест, Яссы, Клуж и еще десяток крупных городов Румынии в последние недели стали свидетелями многотысячных акций протеста.

Поводом выйти на улицы стало намерение кабинета министров внести изменения в уголовно-процессуальный кодекс страны, подразумевающие амнистию и помилование для экс-чиновников, осужденных за коррупционные преступления.

Иными словами, все, чего удалось добиться в рамках борьбы с коррупцией за последние годы, может быть перечеркнуто одним единственным постановлением нового правительства. Однако протесты не прекратились и после того как упомянутые изменения были отменены, а инициировавший их министр юстиции был подал в отставку.

%direct

Официальная формулировка, озвученная кабмином в первые дни протестов, звучит крайне неубедительно: «Мы пытаемся справиться с переполненностью румынских тюрем». Но действительно ли освобождение 2–3 тысяч взяточников разных мастей позволило бы разгрузить забитые тюрьмы? Едва ли. Так с чем же на самом деле было связано столь непопулярное решение, вынудившее 15 тысяч граждан выйти с плакатами на промозглые январские улицы?

Дело в том, что победу на прошедших декабрьских выборах одержали представители Социал-демократической партии (СДП), которые и сформировали новое правительство. Учитывая то, что члены СДП так или иначе находятся в правящих кругах достаточно давно (фактически с момента падения социалистического режима), их представительство среди осужденных за коррупцию достаточно велико. Сейчас социал-демократы получили власть и намерены «вытащить своих», в свое время попавшихся за взятках и оказавшихся, как это говорят в нашей стране, в местах не столь отдаленные.

Даже нынешний лидер СДП Ливиу Драгня имеет условную судимость — в 2012 году он был осужден за злоупотребление служебными полномочиями с ущербом в 100 тысяч румынских лей. Но это не просто судимость. Дело в том, что она не позволяет Драгня занимать высшие государственные посты. Однако инициированная амнистия могла очистить Драгня от грехов прошлого и позволит управлять страной уже лично, а не чужими руками.

Выходит, документ о помиловании проворовавшихся госслужащих был направлен исключительно на удовлетворение личных интересов Ливиу Драгня и его правительства. Во многом именно поэтому законопроект планировалось принять не через парламент, а, так сказать, «исподтишка», отдельным постановлением правительства. Ведь пойди документ в соответствии со всеми законными процедурами, преодолеть парламентские и общественные обсуждения шансов бы не было.

Очевидно, что румынский народ не хочет видеть коррупционеров, с довольными ухмылками досрочно покидающих свои камеры. «Чтобы они на следующий день снова заняли высокие посты и продолжили безнаказанно разворовывать страну?» Возмущение общественности можно понять. Общественной организации «Коррупция убивает» достаточно было кинуть клич в Facebook (основной инструмент организации протестов в современной Румынии, к слову), чтобы улицы заполнились разъяренной толпой. Только вот общественные протесты — это одно, а присоединение к ним действующего президента страны — совсем другое.

Существенно масла в огонь подлил тот факт, что президент Клаус Йоханнис примкнул к митингующим и публично обвинил СДП в подрыве правовых основ государства. «Недопустимо менять законы, чтобы сотни политиков смогли избавиться от расследования их уголовных деяний и продолжили творить беззаконие». Позицию Йоханниса поддержали и прокуратура, и Верховный суд, и все оппозиционные силы Румынии, включая даже парламентские партии: «Национал-либеральную партию» (НЛП), «Союз за спасение Румынии» и «Народное движение». Президент предлагает провести национальный референдум «Продолжение борьбы с коррупцией», вторые по численности в парламенте члены НЛП и вовсе ставят вопрос о вынесении вотума недоверия правительству.

Фото. После отмены амнистии протесты в городах Румынии не только не прекратились, но и, кажется, усилились © HRISTO RUSEV | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. После отмены амнистии протесты в городах Румынии не только не прекратились, но и, кажется, усилились© Hristo Rusev | globallookpress.com

Несмотря на все это, лидер СДП Драгня отказался менять свою позицию и отменять свою, во всех смыслах, скандальную амнистию, ведь она позволила бы ему наконец занять заветное кресло премьер-министра страны. С самого начала все происходящее сейчас в Румынии он называет попыткой государственного переворота. Поскольку решение вопроса об отмене пресловутого закона был затянут, а личная заинтересованность премьер-министра была с самого начала всем очевидна, то вариант развития событий с госпереворотом уже не представляется таким уж маловероятным.

Естественно, протестные настроения и многотысячные антиправительственные митинги не добавляют стабильности как самой Румынии, так и региону в целом. Если в Бухаресте все-таки «рванет», отдачу почувствуют и в Софии, и в Будапеште, и, само собой, в Кишиневе. Не секрет, что влияние румынского соседа на Молдавию по-прежнему велико, даже в свете победы Додона на прошедших президентских выборах. Напомним, что новый президент Республики Молдова Игорь Додон провозгласил смену политического курса страны, подразумевающую отказ от провалившегося процесса евроинтеграции и установку акцента на восстановление отношений с Россией, что он, собственно, подтвердил и лично в ходе недавней встречи с российским лидером Владимиром Путиным в Кремле.

Читайте также: Крест против полумесяца: почему киприоты не хотят жить вместе Крест против полумесяца: почему киприоты не хотят жить вместе

Однако даже в самой Модлавии реакция на новую политику президента не была однозначной. В частности, с критикой позиции главы государства выступил премьер-министр страны Павел Филип. Кроме того, премьер-министр Молдовы Павел Филип не утвердил требование Додона отозвать посла республики в Румынии Михая Грибинчу. Последний в интервью румынскому изданию подверг критике указ своего президента о лишении молдавского гражданства бывшего румынского лидера Траяна Бэсеску. 

В целом можно сказать, что коллеги из Румынии жест Додона не оценили, и, наверняка, предпримут попытки навязать Молдавии свою волю. Инструменты для этого есть: по-прежнему живо «Движение за объединение Румынии и Молдавии», по-прежнему функционирует филиал СДП в Кишинёве, который Ливиу Драгня открыл еще в начале 2012 года. На фоне беспорядков в своей стране Румынии будет куда проще спровоцировать на переворот и Молдавию. Далеко за примерами ходить не надо — вспомнить хотя бы массовые протесты 2009 года, когда прорумынские силы серьезно обострили обстановку в Кишиневе. Таким образом, Додону на заре президентства предстоит решать не только актуальный вопрос Приднестровья, но и постоянно с тревогой оглядываться на события в Румынии. Из всего этого следует, что на первый взгляд ничего не значащий для нас внутриполитический румынский кризис при определенном развитии событий вполне может затронуть и российские интересы.

 

Ссылка на первоисточник
наверх