До очередных президентских выборов в России целый год, но критики как в стране, так и за рубежом уже вовсю трубят о грядущих неизбежных нарушениях.
До очередных президентских выборов в России целый год, но критики как в стране, так и за рубежом уже вовсю трубят о грядущих неизбежных нарушениях.При этом как западные «эксперты», так и их российские последователи не учитывают, по меньшей мере, двух факторов.
Во-первых, институт российского президентства чрезвычайно молод: он насчитывает два десятка лет, а потому болезни роста, включая незрелость гражданского общества, неизбежны. Во-вторых, в странах так называемой победившей демократии, по образу и подобию которых версталось в 90-х годах выборное законодательство в РФ, тоже далеко не все обстоит благополучно. А судьи кто?Возьмем для примера Соединенные Штаты, где первого главу государства избрали аж в 1789 году. За два с лишним века через горнило президентских кампаний американцы проходили 58 раз. И факты свидетельствуют о том, что даже за столь длительное время процесс не отлажен до конца, изобилуя многочисленными нарушениями. Особенно скандальной выдалась недавняя кампания по выборам президента США. Демократы, пустившие корни в Белом доме за пару президентских сроков Барака Обамы, очень не хотели передавать бразды правления республиканцам. В ход пошел пресловутый административный ресурс; эксперты (что характерно — американские) поминали до боли знакомые «карусели» и массовые «вбросы»; выяснилось, что демократы использовали голоса почти полутора миллионов «мертвых душ». А когда все их ухищрения оказались напрасны и Дональд Трамп одержал убедительную победу, толпы несогласных с итогами выборов организованно вышли на улицы городов.
Да и сегодня протестные акции продолжаются, подозрительно напоминая пресловутые «цветные революции», которые кураторы из США организуют для смены неугодных им режимов по всему миру. Теперь вот решили использовать заготовку у себя дома?
К сомнительным демократическим достижениям относится и «семейный подряд», когда кандидатов в президенты исправно поставляют те или иные кланы: Бушей, Клинтонов...
%directНа этом фоне более чем странной выглядит критика того, что в России, мол, у власти находятся одни и те же партии и лица. Для начала, в тех же Соединенных Штатах на сегодняшний день действуют около 40 национальных политических партий. Однако кто о них слышал? А главное, кто видел представителей подавляющего большинства из них во главе государства. Начиная с 1853 года кресло главы Белого дома занимают либо демократы, либо республиканцы. Исключения за более чем полтора века не было ни одного.
Притянутой за уши выглядит и претензия оппонентов к действующему российскому президенту Владимиру Путину, который, по их своеобразным подсчетам, возглавляет страну уже третий срок, а теперь готовится к четвертому. Во-первых, по российскому законодательству нельзя быть президентом больше двух сроков подряд. Во-вторых, случались прецеденты с нарушением сроков и в хваленых в этом отношении Соединенных Штатах. Так, президент США Франклин Делано Рузвельт не просто четырежды избирался на этот пост, но и был лидером страны с 1933 по 1945 год. То бишь три четырехлетки без перерыва. И только смерть от обширного геморрагического инсульта спустя 61 день после очередной победы на выборах не позволила продлить его президентский стаж до 16 лет.
При этом довод, что Рузвельт оставался на своем посту в исключительно тяжелые времена — в годы мирового экономического кризиса и Второй мировой войны — не слишком убедителен. Сегодня в экономике тоже множество негативных тенденций, да и в мире крайне неспокойно, особенно на Ближнем Востоке. Благодаря Соединенным Штатам в первую очередь. Если же говорить о необыкновенной популярности, которой пользовался 32-й президент среди американских избирателей, то рейтинги Владимира Путина ничем не хуже. Высочайший уровень доверия к главе государства подтвержден опросами всех социологических центров, в том числе не самых лояльных к нынешней власти.
Шесть кампаний — три президентаОднако вспомним относительно недолгую историю президентских кампаний в Российской Федерации. Всего на сегодняшний день их было шесть. Кто участвовал в выборах? С каким результатом победил? Насколько активными были избиратели? И в чем упрекали организаторов выборного процесса наблюдатели?
Итак, первые (и единственные) президентские выборы состоялись 12 июня 1991 года еще в РСФСР — республике, входившей в СССР, которому жить оставалось лишь полгода.
Уникальность первой кампании состояла и в том, что вместе с кандидатом в президенты в избирательный бюллетень вносилась кандидатура вице-президента. По аналогии с выборной системой в США, кстати.
Народ и политики восприняли те выборы с энтузиазмом. Избиратели заслушивались предвыборными речами, а возглавить РСФСР выразили желание множество кандидатов. Правда, в итоге документы в ЦИК предоставили лишь 10 пар, а зарегистрированы были шесть из них.
Будущий победитель Борис Ельцин стал единым кандидатом демократических сил. Его выдвинули движение «Демократическая Россия», Демократическая партия России и Социал-демократическая партия Российской Федерации. В паре с ним шел полковник Александр Руцкой. Этот союз позволил Ельцину подтянуть на свою сторону голоса умеренных коммунистов. Коммунистическая партия РСФСР, однако, сделала ставку на пару Николай Рыжков — Борис Громов. Интересы радикальных консерваторов представляли потенциальный президент Альберт Макашов и его возможный вице — Алексей Сергеев.
В тех выборах приняли участие 74,7% избирателей. Пара Ельцин–Руцкой победила уже в первом туре, набрав 57,3%. Больше всего голосов за них отдала Свердловская область (84,8%), поддержав своего бывшего первого секретаря обкома КПСС. В Чечено-Ингушской Республике, Пермской и Челябинской областях, а также в Москве этот показатель превысил 70%. От 65 до 70% голосов первые президент и вице-президент получили от избирателей Дагестана, Нижегородской и Самарской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также Ленинграда. Зато Тыва, Алтай, Северная Осетия и Бурятия проголосовали против, «подарив» Ельцину и Руцкому менее 30% голосов.
Увы, спустя пять лет замученный экономическими реформами электорат был настроен к первому президенту совсем не так позитивно, как в первую кампанию. По данным опросов, 30% населения выражали полное согласие с высказыванием «при коммунистах все было лучше, я хотел(-а) бы, чтобы все стало по-старому», еще 33 % частично соглашались с этим. Только из-за опасности «коммунистического реванша» Ельцин согласился на участие в президентской кампании.Тем не менее на избирательные участки 16 июня 1996 года пришли 69,81% избирателей. Однако явный фаворит среди 10 зарегистрированных кандидатов в первом туре не обозначился. Во второй тур вышли получившие наибольшее число голосов действующий президент Борис Ельцин (35,28%) и лидер КПРФ Геннадий Зюганов (32,03%). Повторное голосование 3 июля принесло-таки победу Ельцину — 53,83% голосов. Но и противников у него было немало — в пользу Зюганова высказались 40,31% проголосовавших. К слову, на избирательные участки в этот день пришли 68,89% избиратель, проявив достаточно высокую активность. Причем наблюдатели отметили высокий процент отказавших в доверии обоим кандидатам — 4,83.
Добровольное сложение полномочий Борисом Николаевичем в канун 2000 года вызвало ажиотаж среди россиян.
Свои надежды на лучшую жизнь они связали с его «преемником» Владимиром Путиным. Хотя на досрочных президентских выборах 26 марта 2000 года состязались в красноречии и обещаниях 11 кандидатов, тогдашний председатель правительства РФ одолел соперников уже в первом туре. Его результат — 52,94% голосов. Ближайший конкурент — лидер коммунистов Геннадий Зюганов — записал в свой актив лишь 29,21%. При этом в списки избирателей было внесено 109 миллионов 372 тысячи 46 человек. Свою волю изъявили 75 миллионов 181 тысяча 71 избиратель, то есть 68,74%. Что характерно, голосующих против всех также стало меньше — 1,88%.
А дальше доверие к президенту лишь росло. Это убедительно показали четвертые в истории России президентские выборы, состоявшиеся 14 марта 2004 года. Самовыдвиженец Владимир Путин легко обошел на них пятерых конкурентов, победив в первом туре с результатом 71,31%. При этом в голосовании приняли участие 64,39% избирателей.
Доверие к Путину со стороны населения оказалось столь высоким, что определило и результаты президентской кампании 2008 года.
Именно его поддержка стала залогом победы Дмитрия Медведева. Первый вице-премьер российского правительства, которого выдвинула партия «Единая Россия» и поддержали «Справедливая Россия», «Гражданская сила» и «Аграрная партия России», легко обошел троих соперников, среди которых были такие политические тяжеловесы как Владимир Жириновский (9,35%) и Геннадий Зюганов (17,72%). С результатом 70,28% голосов Дмитрий Анатольевич стал президентом РФ в первом же туре. Итоговая явка, к слову, составила 69,81%.
Не стали сюрпризом для большинства россиян и итоги шестых по счету президентских выборов 2012 года. Премьер-министр Владимир Путин получил 63,6% голосов, победив в первом туре. На втором месте оказался коммунист Геннадий Зюганов (17,18%), на третьем — миллиардер Михаил Прохоров (7,98%), на четвертом — глава ЛДПР Владимир Жириновский (6,22%), на пятом — главный справедливорос Сергей Миронов (3,85%). Явка избирателей на территории страны составила 65,34%.
Читайте также:
Любопытно, что российские избиратели, пришедшие голосовать в тогда еще украинском Крыму, отдали предпочтение Путину, а жители Лондона с российским гражданством в основном голосовали за Прохорова. Как говорится, тенденция наметилась уже тогда. Высказали недовольство и проигравшие кандидаты. Геннадий Андреевич Зюганов даже задумался, не проигнорировать ли президентскую инаугурацию. ЛДПР тоже вовсю клеймила административный ресурс.
Зарубежные наблюдатели высказались осторожнее. Автор отчета миссии наблюдателей ПАСЕ Тини Кокс, в частности, отметил: «Президентские выборы выявили очевидного победителя, но и вызвали споры». Хотя при этом он оговорил, что «Россия меняется, в ней предпринимаются реформы, в том числе и реформы в области партий». Особо подчеркнул глава миссии ПАСЕ «активное участие гражданского сообщества».
Вряд ли зарубежная оценка была бы столь же лояльной, случись президентские выборы сегодня и участвуй в них в качестве кандидата Владимир Путин. В связи с изменившейся международной политической конъюнктурой, думается, высокий результат голосования не показался бы иностранным и отечественным критикам «очевидным» и вызвал бы шквал замечаний и недоверия. Впрочем, это совсем другая история. По какому сценарию она будет развиваться, узнаем через год, на седьмых президентских выборах.