15 февраля в Москве состоялась встреча контактной группы по Афганистану, насколько оправдались ожидания от этой встречи?
15 февраля в Москве состоялась встреча контактной группы по Афганистану, насколько оправдались ожидания от этой встречи?Увы, однозначного ответа на эти вопросы нет, да и быть не может.
Слишком много тех, кого так или иначе затронул застарелый афганский конфликт, подогреваемый еще и новыми обстоятельствами. Среди потенциальных выгодоприобретателей и влиятельные внешние игроки, и афганские силы, преследующие собственные, зачастую прямо противоположные интересы. В итоге туго затянутый клубок проблем ни разрубить сплеча, ни распутать в одночасье невозможно. Можно лишь попытаться потянуть за отдельные ниточки, чтобы ослабить узлы. Чем, собственно, и занимается контактная группа. Через тернии — к встречеВ последнее время группа существенно расширила состав участников: по сравнению с последней встречей, состоявшейся в конце декабря прошлого года, практически вдвое. Во-первых, к России, Пакистану и Китаю присоединились Индия и Иран. Их участие, безусловно, придает новый импульс переговорному процессу и повышает авторитет контактной группы на международной арене. Существенно, что при этом в перспективе возрастет и роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ведь в этом году Индия и Пакистан войдут в ШОС в полном формате, да и Афганистан, подавший заявку на членство в этой организации в 2015 году, имеет все шансы стать ее полноправным членом. Во всяком случае, Россия в лице главы МИД Сергея Лаврова лоббирует именно такое развитие событий.
Мотивация проста: еще одна международная структура, действующая в регионе, будет прикладывать усилия для политического разрешения афганской проблемы. %directВо-вторых, на встречу контактной группы в Москве на сей раз прибыли и представители Исламской республики Афганистан. С одной стороны, событие закономерное — судьба страны должна решаться при ее непосредственном участии. О чем с обидой напомнил Кабул еще до декабрьской встречи тогда трехсторонней переговорной группы, даже заподозрив Россию в попытке вмешательства во внутренние дела своей страны. Пресс-секретарь дипломатического ведомства Шекиб Мостагна заявил тогда: «Обсуждение Афганистана без консультаций с нашей страной вызывает серьезные вопросы у афганского народа. Мы обеспокоены вопросом о том, каковы основания для проведения встречи, и желаем получить объяснения сторон». Парламентарии страны тоже высказались резко против этого игнорирования.
При этом афганская власть попала в щекотливую ситуацию. Москва с готовностью исправила оплошность: Кабул получил приглашение на очередную встречу. 7 февраля, во время визита в Москву министра иностранных дел Исламской республики Афганистан Салахуддина Раббани, Сергей Лавров еще раз передал лично ему официальное приглашение поучаствовать в февральской международной встрече по афганскому урегулированию. И накануне встречи МИД Афганистана не только свое участие подтвердил, но и слово сдержал. Хотя, прямо скажем, реализовать намерение дипломатическому ведомству было нелегко. Как оказалось, категорически против этого участия были Соединенные Штаты.
Препоны ставили «влиятельные группы» в США, заинтересованные в срыве московской встречи. В последние дни американские представители оказывали давление на президента Ашрафа Гани и главу исполнительной власти страны доктора Абдуллу Абдуллу, отговаривая их от этой затеи. Взамен предлагалось в самое ближайшее время провести международную конференцию под эгидой ООН.Вместо плетения интриг американцы могли бы и сами поучаствовать в работе теперь уже шестисторонней группы. Соответствующее предложение США получили от России. Но не воспользовались им. Причин может быть три. Первая — Соединенным Штатам не нравится сближение, а в перспективе и вхождение Афганистана в ШОС, которая не входит в сферу их влияния. Вторая — некие политические силы просто ставят очередную подножку администрации Дональда Трампа, который обещал беспощадно бороться с терроризмом и ради победы над ним готов сотрудничать с Россией. Ведь на самом деле не все заявления президента находят практическое воплощение через действия его команды. А пока собственная команда Трампа формируется, на местах остаются люди Обамы, «заточенные» на конфронтацию с РФ и добивающиеся этой цели даже во вред своему народу. Ведь в Афганистане с 2001 года и по сей день гибнут американские военнослужащие.
Наконец, есть и третья причина — Вашингтон считает, что Россия готова подключать к переговорному процессу талибов (организация, запрещенная на территории Российской Федерации), а их участие в переговорах в США считают недопустимым. Хотя в своих подозрениях они недалеки от истины.
Глава дипкорпуса Сергей Лавров такие намерения определенно подтвердил во время разговора с афганским коллегой, и стороны даже пришли к взаимопониманию: «Мы подтвердили нашу обоюдную позицию, что движение талибов* должно вовлечься в конструктивный диалог с учетом тех критериев, которые были заложены в резолюциях Совета Безопасности ООН и которые правительство Афганистана поддерживает».
Интересы внешних и внутренних игроковВ стремлении посадить за стол переговоров афганскую власть и наиболее вменяемых представителей талибов участвует и Китай. К примеру, спецпосланник китайского МИДа по делам Афганистана и Пакистана Дэн Сицзюнь на днях встречался с президентом Исламской республики Афганистан и порадовался тому, что лидера «Хизб-и-Ислами»* Гульбеддина Хекматияра исключили из санкционных списков Совбеза ООН. При этом он подчеркнул, что Китай тоже приложил к этому руку, оказав «содействие этому исключению». И поделился планами: организовать четырехстороннюю встречу, где с одной стороны Китай, а с другой — Пакистан будут пытаться примирить правительство Афганистана и талибов*.
Задача эта архитрудная, ибо талибы* никогда не признают действующую Конституцию страны, а официальный Кабул не допустит «Талибан»* к власти в афганских городах. Но если представители Поднебесной хотя бы добьются прекращения боевых действий на два-три месяца, это уже можно будет расценить как крупный успех. Совместный контроль за соблюдением перемирия и продолжение мирных переговоров всяко лучше отстрела друг друга правительственными войсками и талибами.
Момент для того, чтобы садиться за стол переговоров, тем более удачен, что и многие талибы* не прочь зачехлить оружие. Это выяснила пакистанская разведка, последние месяцы изучавшая настроения рядовых боевиков, а также полевых командиров младшего и среднего звена «Талибана»*. Идею же такого опроса, якобы, выдвинули политические лидеры движения, решившие узнать настроения боевиков.
Возможно, пацифистским настроениям талибов* поспособствовал положительный пример в виде мирного договора, заключенного группировкой «Хизб-и-Ислами»* и официальным Кабулом. А быть может, этому поспособствовал грозный враг, в последнее время активно осваивающий территорию Афганистана, — боевики запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ*.
Кстати, это тревожное явление отметили как участники декабрьской контактной группы в Москве, так и представители февральской встречи. По подсчетам независимых экспертов, в сентябре прошлого года на территории Афганистана находились 6 тысяч боевиков ИГ*. Но в последние месяцы наплыв продолжается особенно активно. Так, по данным афганской полиции, к началу февраля в северных провинциях страны появились еще 600 «иностранных боевиков». Выдавливаемые из Сирии и Ирака, они перебазируются в Афганистан вместе с семьями, что говорит об их планах обосноваться там всерьез и надолго. «Заселение» сопровождается терактами, насилием, новыми жертвами среди мирного населения. На днях
Международный комитет Красного Креста (МККК) приостановил свою деятельность в Афганистане после того, как 6 сотрудников МККК погибли, а двое были захвачены в заложники. Представители «Талибана»* заявили, что к этому злодеянию отношения не имеют. Остаются боевики ИГ*, которые, кстати, уже взяли на себя ответственность за взрыв у Верховного суда в Кабуле.
Головорезы из ИГИЛ* осваивают, прежде всего, северные провинции Афганистана. Таким образом, боевики подтягиваются непосредственно к границам среднеазиатских республик бывшего СССР. Погранвойска Таджикистана уже переведены на усиленный режим охраны афгано-таджикской границы.Именно поэтому участники международной контактной группы на встрече, состоявшейся 15 февраля, пришли, в том числе, и к такому выводу: для стабилизации обстановки в ИРА нужно расширять усилия на региональном уровне. Для чего в перспективе к процессу будут привлекаться новые участники, прежде всего представители стран Центральной Азии.
Читайте также:
Такое решение полностью вписывается в интересы России. Планы боевиков ИГИЛ* по продвижению из Афганистана в страны Центральной Азии грозят распространением терроризма и представляют непосредственную угрозу безопасности Российской Федерации. Поэтому усилия нашей страны по «мягкому» принуждению к миру всех сторон в Афганистане логичны, объяснимы и будут продолжены.
Настраивает на оптимистичный лад и то, что к такому же решению пришли также и другие участники февральских консультаций. Итогом встречи контактной группы также стали договоренности о наращивании усилий, направленных на содействие процессу примирения. Сошлись участники и в том, что руководящая роль Кабула должна сохраняться, а оговоренные раньше принципы интеграции бывших боевиков в мирную жизнь соблюдаться.
Вроде бы обтекаемые общие фразы. Но за ними огромные дипломатические усилия нескольких стран. И радует уже то, что они были сказаны, услышаны и не вызвали отторжения. Несколько узелков ослабли, распуталась пара ниточек в туго затянутом клубке. А значит, работа по налаживанию мирной жизни в Афганистане будет продолжена.
* — Организация, запрещенная на территории Российской Федерации