Нынешняя предвыборная гонка отличается особым «настроем» к кандидатам от правых партий
Нынешняя предвыборная гонка отличается особым «настроем» к кандидатам от правых партийКампанию кандидата от Республиканской партии Франсуа Фийона местные СМИ неоднократно называли провальной. Более того, он может не просто проиграть президентскую гонку, но и закончить ее в суде по разбирательству, связанному с «растратой государственных средств».
Не менее сложной выдалась кампания и у кандидата от Национального фронта Марин Ле Пен, которая 2 марта лишилась депутатской неприкосновенности после голосования в Европарламенте.Налицо существенный парадокс, который накладывает отпечаток на весь избирательный процесс: правые за последние несколько лет набрали колоссальную популярность, но при этом, по прогнозам аналитиков, шансы на победу с каждым днем все ниже и ниже.
Правые в Европе: популярность на пике миграционного кризиса %directПоследние 3 года по Европе прокатилась «правая» волна, которая буквально сметала на своем пути все «левые» правительства. Эта тенденция — результат миграционной политики европейских властей, которые отказывались признавать наличие реальных угроз. В итоге миграционный кризис и террористические атаки привели к небывалому росту популярности правых сил. «Пегида» и «Альтернатива для Германии», «Австрийская партия Свободы», «Лига Севера» в Италии, «Золотая Заря» в Греции, — популярность всех этих партий — прямой результат миграционного кризиса.
Впервые европейский истеблишмент запаниковал весной прошлого года, когда в первом туре президентских выборов в Австрии лидировал Норберт Хофер, кандидат от крайне правой Австрийской партии свободы.
Во втором туре в Австрии Хофер проиграл на 0,6%, однако он продолжил борьбу. Ситуация разрешилась только в декабре 2016 года, когда состоялся повторный второй тур и правому кандидату пришлось отступить.«В Австрии, как в зеркале, европейские правительства видят свое будущее. Социальное напряжение растет», — цитировало BBC журналиста Питера Шварца, который предсказывал рост правых сил в Европе.
По этой причине французские власти вполне резонно опасаются, что страну может возглавить Марин Ле Пен. К тому же «тревожный звонок» уже был на региональных выборах, когда в первом туре «Национальный фронт» победил в шести регионах Франции и занял первое место среди партий. Тогда социалисты были готовы на союз со своими непримиримыми врагами — республиканцами, дабы не допустить партию Ле Пен к власти. Несмотря на то что Саркози отказался от предложения социалистов, они сняли кандидатуры с выборов в нескольких регионах и призвали голосовать за республиканцев. План сработал, и они сумели вытеснить «Национальный фронт» с лидирующих позиций. Но надолго ли?
Протесты во Франции как инструмент борьбы против правыхМассовые шествия для Франции — это своего рода культурно-политический код. Французы готовы идти на протесты по любому поводу, поэтому толпу нередко используют для достижения определенных политических целей. Нынешняя предвыборная гонка — не исключение.
Все началось с протестов по «делу Тео», мигранта, который за месяц стал живым символом борьбы с «полицейским насилием». По информации СМИ, он был задержан в пригороде Парижа, после чего полицейские избили его и надругались над ним с помощью дубинки. Информация до сих пор не доказана, однако весь месяц во Франции не стихали протесты.
Вопрос мигрантов и полицейских — это один из основных вопросов в предвыборной кампании правых. Марин Ле Пен стала чуть ли не единственным политиком, который поддержал в этой ситуации полицейских. Незадолго до этого, когда протестовали сами полицейские, все политические силы были на их стороне, но с президентской гонкой ситуация изменилась. Когда речь идет о выборах, полицейские — это не столь весомая доля электората, как получившие гражданство мигранты, поддерживающие их мусульманские общины и все сочувствующие.
Когда протесты против полицейских начали стихать, нашелся новый лозунг: «против коррупции». В крупных городах страны, в частности в Париже, Лионе, Тулузе, Лилле, прошли крупные манифестации. По оценкам органов правопорядка, в них приняли участие тысячи людей. Помимо коррупции люди выступали против привилегий правящих элит и создания ими фиктивных рабочих мест.Эти выступления уже открыто были направлены против правых кандидатов, которые являются центральными фигурами двух крупных скандалов. Франсуа Фийон обвиняется в том, что он незаконно устроил свою жену Пенелопу своей помощницей, а после увольнения выплатил ей компенсацию в 500 тысяч евро. Вскоре СМИ назвали еще большую сумму — 900 тысяч евро, а в незаконном трудоустройстве обвинили еще и детей Фийона.
Тот же сценарий отрабатывается и с Марин Ле Пен, которая не внесла взнос в Европарламент в размере 300 тысяч евро. Большая часть этих денег должна была пойти ее помощнице Катрин Гризе, однако по информации СМИ, она не появлялась в Европарламенте, работая в основном в офисе партии в Париже. Еще 40 тысяч евро были начислены охраннику лидера Национального фронта, который числился в качестве ее ассистента.
Против Марин Ле Пен были направлены и последние протесты, которые прошли в конце февраля в Нанте. «Фашизм не пройдет», — скандировали люди на улице. По информации прессы, на улицы вышли более 2 тысяч человек. Эти протесты стали наиболее показательными, поскольку состав участников говорил сам за себя. В манифестации участвовали представители левых и крайне левых движений, а также профсоюзы, поддерживающие социалистов. При этом в очередной раз акция протеста вылилась в столкновения с полицией. По информации Le Monde, 7 полицейских были ранены, а 8 подозреваемых были задержаны после.
Правые не сдаютсяРедакционная статья в крупнейшей левой газете Liberation на этой неделе называет ситуацию с кандидатами от правых партий «trash party», намекая на то, что Фийон и Ле Пен стремительно теряют очки своего рейтинга. Автор обвиняет их в том, что они пытаются затормозить действие судебных разбирательств, отрицая свою вину. В итоге редакция высказывает предположение о том, что пока республиканцы паникуют, а крайне правые впадают в состоянии фрустрации, их рейтинг забирает Макрон, который видится газете наиболее вероятным победителем президентской гонки.
Однако правые не думают сдаваться. Несмотря на то, что 1 марта противники Фийона ожидали, что он снимет свою кандидатуру из-за выдвинутых ему обвинений, он отказался делать это. Кандидат от республиканцев заявил, что следственные мероприятия проводятся с многочисленными нарушениями и он будет бороться до конца, доказывая свою невиновность.
«Я не знаю, какая будет реакция в народе на заявление Фийона. Но у него было два выбора: либо выйти из кампании, либо обвинить юстицию, что он и выбрал», — подчеркнул глава Координационного совета российских соотечественников Франции, публицист Дмитрий Кошко. Он подчеркнул, что республиканец довольно жестко отстаивает свои позиции и настаивает на то, что действия юстиции построены специально, чтобы запретить ему быть кандидатом.
Ему вторит Марин Ле Пен, которая в эфире местного телеканала завила, что часть судебной системы используется для достижения политических целей. Она утверждает, что это заявление подтверждает календарь судебных действий, с помощью которого манипулируют сроками некоторых процедур, влияя на избирательную кампанию.
«Нужно быть слишком наивным, чтобы не признавать, что некоторое число судебных следователей может подвергаться давлению со стороны прокуратуры, и что на саму прокуратуру может быть оказано давление со стороны министерства (юстиции), в частности в ходе рассмотрения политически важных дел. Думаю, ни один специалист в области права не скажет, что такого не бывает. Конечно, это касается лишь нескольких человек, но такова реальность», — подытожила глава Национального фронта.Марин Ле Пен так же, как и Фийон, получила официальные обвинения, правда по другому вопросу. Будучи депутатом Европарламента, она не явилась в суд.
Читайте также:
Тогда был поднят вопрос о лишении ее депутатской неприкосновенности. 2 марта евродепутаты лишили ее права на неприкосновенность, и теперь против нее могут возбудить уголовное дело по обвинению в «распространении изображений актов насилия» из-за публикации в Twitter фотографии убийства заложников «Исламского государства» (организация, запрещенная на территории Российской Федерации).
Тем не менее, по словам экспертов, это не повлияет на рейтинг кандидата от «Национального фронта», поскольку она обладает «стойким» электоратом.
«Электорат Марин Ле Пен — это электорат идейный, это электорат сплоченный вокруг очень сильного нынешнего лидера Марин Ле Пен, электорат, который относится и сознательно голосует за несистемную партию», — отмечает профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Евгения Обичкина.
В действительности рейтинг лидера «Национального фронта» фактически не менялся с самого начала избирательной кампании, несмотря ее на взлеты и падения. По данным опросов, она станет безоговорочным победителем первого тура выборов. Однако во втором туре может повториться ситуация региональных выборов, когда электорат других кандидатов объединится и будет принципиально голосовать за альтернативного кандидата, вне зависимости от того, кто окажется на его месте.