На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Курильские камни преткновения

Владимир Путин и Синдзо Абэ смогли добиться намного большего, чем заметили «сторонние наблюдатели». %direct

Начиная с осени 1945 года в состав России снова вошли все острова Курильской гряды. И в ближайшие годы в этой ситуации ничего не изменится, потому что Россия не намерена ее (ситуацию) менять. Что же хочет изменить Россия?

Отношения с Японией. И, прежде всего, уйти от ставшей уже нелепой ситуации, когда любой вопрос взаимодействия с соседним государством решался только «через Курилы».

Визит Президента РФ Владимира Путина в Японию, состоявшийся в декабре прошлого года, многими зарубежными СМИ был поспешно объявлен неудачным. По мнению ряда зарубежных экспертов, «провальными» они были объявлены на том основании, что Москва в очередной раз не отдала Токио Южные Курилы. Вот уже многие годы действует в конструкциях «мировых политологов» несложная схема: Россия не соглашается «вернуть» острова, Япония не соглашается разговаривать с Россией ни о чем другом.

Реальная жизнь, как это часто бывает, намного сложнее, чем какие-либо схемы. Хотя бы потому, что юридически России «возвращать» нечего — она у Японии ничего не забирала. И это, кстати, прекрасно знает Владимир Путин, заявивший журналистам: «У нас вообще нет никаких территориальных проблем. Это Япония считает, что у Японии есть территориальные проблемы с Россией. Мы готовы на этот счет разговаривать».

Фото: Остров Шикотан © ALEXANDR LISKIN | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото: Остров Шикотан© Alexandr Liskin | globallookpress.com

Чтобы понять это высказывание президента России, нужно углубиться в историю. В 1945 году в ходе Второй мировой войны СССР занял острова, очистив их от японских гарнизонов.

В 1946 году американское оккупационное командование своим приказом изъяло все Курильские острова из состава Японии, передало их СССР, и они были включены в новообразованную Сахалинскую область. Окончательно же вопрос должен был решить договор 1951 года в Сан-Франциско, который прекращал войну и урегулировал все территориальные изменения, в том числе отменил Портсмутский договор 1905 года, по которому Россия отдала Курилы. Но представители Японии настаивали, что три южных острова (Кунашир, Итуруп, Шикотан) и архипелаг мелких островов Хабомаи под действие нового соглашения не попадают. Поэтому советская делегация и отказалась подписывать договор.

Юридически Россия (как правопреемница СССР) и Япония до сих пор находятся в состоянии войны — мирного договора так и нет. Самая серьезная попытка преодолеть эту довольно абсурдную ситуацию была сделана в 1956 году, когда советское правительство согласилось передать Японии Хабомаи и Шикотан — после официального подписания договора. Была даже опубликована и ратифицирована совместная Московская декларация, но в итоге японцы отказались от договора — на этот раз под прямым давлением со стороны США, которые пригрозили отторгнуть острова Рюкю (в том числе и Окинаву), если их союзники откажутся от претензий на Итуруп и Кунашир.

К слову, в 2005 году президент России уже делал Японии предложение возвратиться к обсуждению вопроса на условиях Московской декларации 1956 года. То есть на самом деле «мы готовы на этот счет разговаривать». Но тогда в Стране Восходящего Солнца предпочли призрачного «журавля» четырех островов вполне реальной «синице» Хабомаи и Шикотана.

Хотя на сей раз островам Рюкю уже, кажется, ничто не угрожало… Впрочем, судя по всему, руководство США тогда просто изменило форму своего давления с открытых ультиматумов на «настоятельные рекомендации».

Так что президент РФ прав: никаких юридических международных документов о том, что Россия должна кому-то возвращать Курильские острова, целиком или частями, не существует. И постоянно поднимаемая в западных и японских СМИ перед каждым контактом на высшем уровне «проблема северных территорий» — это попросту политические манипуляции общественным мнением.

Политика и экономика

Так что же, декабрьский визит всего-навсего зафиксировал «статус-кво» по «формуле Киплинга», которая гласит, что «Запад есть запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда»? Объективный анализ происходящего в мировой политике показывает, что это не так. 25 января, премьер-министр Японии Синдзо Абэ  сделал довольно громкое заявление:

«Экономическая деятельность на четырех северных островах предполагает, что японцы и россияне смогут впервые совместно участвовать в освоении этих территорий. Это станет большим плюсом на пути к заключению мирного договора». И добавил, что намерен продолжать переговоры с Россией именно в русле развития экономического сотрудничества.

Фото: Синдзо Абэ готов начать с экономики © YOSHIO TSUNODA | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото: Синдзо Абэ готов начать с экономики© Yoshio Tsunoda | globallookpress.com

Чем же обусловлено такое выступление японского премьера? С этой стороны встреча в конце 2016 года стала большим шагом вперед — на ней подписан целый пакет соглашений торгово-экономического характера, предусматривающих, в частности, облегчение визового режима, совместную хозяйственную деятельность двух стран на Курильских островах и японские инвестиции в объеме 2,54 млрд долларов. Как говорится, неплохо для начала.

Читайте также: Новороссия — меч для гордиева узла Новороссия — меч для гордиева узла

Но скорее всего, заявление Абэ — это ответ на другую фразу Путина, произнесенную во время декабрьского визита. Отвечая на вопрос журналиста, почему Россия урегулировала территориальные споры не с Японией, а с Китаем, президент РФ ответил: «У нас с Китаем самый высокий двусторонний оборот. Япония ввела против нас санкции экономические. Вы понимаете разницу или нет? Значит, есть какие-то обязательства союзнические у Японии. Мы относимся к этому с уважением. Но нам нужно понять степень свободы Японии и на что Япония сама готова пойти».

Похоже на то, что Япония выбирает «китайский вариант» — сперва хорошие и продуктивные экономические отношения, а потом и урегулирование политических споров и претензий. Подкрепляет намерения Японии тот факт, что впервые за последние годы руководство ее главного экономического и политического партнера США не обозначает Россию как «главную угрозу» и не оказывает давление на союзников в двусторонних переговорах с Россией.

Сейчас сложились все условия, чтобы отношения России и Японии перешли на качественно новый уровень, преодолев многолетние разногласия. Возможно, впервые с окончания Второй Мировой войны все зависит лишь от желания и умения найти компромисс, который устроит обе стороны.

 

Ссылка на первоисточник
наверх