В последние дни руководство Прибалтийских стан снова подняло вопрос о росте «российской угрозы и, как следствие, необходимости защиты от нее.
В последние дни руководство Прибалтийских стан снова подняло вопрос о росте «российской угрозы и, как следствие, необходимости защиты от нее.Цели и задачи великих строекТрудно поверить, что в ЕС или в США кто-либо из политиков всерьез дает оценку странам Прибалтики как форпосту Запада по отношению к России, которая, по заверениям руководителей Латвии, Литвы и Эстонии, лишь выжидает удобный момент, чтобы напасть на них со всеми вытекающими из этого последствиями.
Не стоит гадать по поводу руководителей стран Балтии. Всерьез ли они рассуждают об угрозе, или речь идет только о примитивном запугивании собственного населения, а заодно и попытках «нагнать страху» на привыкших к тишине и спокойствию европейцев. Впрочем, если доказать всему миру, что граждане боятся, то «добрые дядюшки» для всеобщего успокоения окажут помощь, введут какое-нибудь воинское соединение НАТО. %directПо убеждению прибалтов, присутствия натовских военных для спокойствия мало. А вот если к ним добавить стены на границе с Россией, то тогда не только русские танки, но и никакие контрабандисты или мигранты, жаждущие получить в Прибалтике европейское изобилие, не проскользнут.
Сказано — сделано. Одна за другой страны Прибалтики заявили о своем желании отгородиться от агрессивной России стенами. Вначале реакция со стороны последней была нулевой. Для монументального строительства у Литвы денег недостаточно. Точнее, их на серьезное сооружение нет вообще. Все надежды на Евросоюз. Главное — погромче покричать о российской угрозе. Глядишь, сколько-нибудь миллионов и выделят.
Следует отдать должное некоторым руководителям стран Балтии. В душе понимая, что российскую угрозу на Западе мало кто воспринимает всерьез, цель строительства забора вдоль границ с Россией обозначили как борьбу с нелегальной миграцией.
Правда, при этом почему-то забыли, что в данном случае Прибалтика является для мигрантов не окончательной целью, а просто транзитной территорией, с которой можно без особого труда попасть в ту же Германию.Поскольку миграция через эти границы происходит незаконно, ее обеспечением, как и на Средиземном море, занимаются преступные сообщества. Конечно, число мигрантов здесь в сотни раз уступает той, которая происходит по морскому пути, но для преступных группировок и это неплохая добавка к доходам.
Смогут ли стены предотвратить поток мигрантов-нелегалов или перекрыть тропы контрабандистов? Сомнения в эффективности «великих стен» возникают уже потому, что ограждения не будут сплошными. Так, в Латвии из-за проблем с финансированием на заболоченных участках строить ничего не будут.Мало того, через каждую тысячу метров в стене предусматриваются стометровые проходы для диких животных. Спрашивается, а чем уступают контрабандисты или мигранты, тем же зайцам? Они что, не смогут воспользоваться этими проходами или ничем не перекрытыми болотами?
Вперед, к демографической катастрофеТрудно поверить, что руководство республик Прибалтики неспособно оценивать все это реально. Стало быть, вся эта история с великими стенами нужна вовсе не для заявленных целей. Да и финансирование со стороны ЕС в данном случае также не единственная причина. В числе главных целей — так «заговорить» своих граждан, чтобы они забыли о собственных проблемах. А проблем этих во всех трех Прибалтийских странах столько, что пора принимать какие-то особые меры.
По данным статистики, подавляющее большинство эмигрантов, уезжающих из Прибалтики, — молодежь. В 2016 году, как сообщил департамент Литвы, опросы показали, что 56% учащихся старших классов, окончив школу, не собираются оставаться в Литве. Возраст 52% эмигрантов, покинувших Литву за первые шесть месяцев 2016 года, от 18 до 35 лет. Почти не отличаются от приведенных показатели, полученные в ходе опросов и обработки данных статистики, в Эстонии и Латвии.
За счет такого уровня миграции молодежи страны Прибалтики рискуют остаться без будущего поколения. По прогнозам Eurostat, уже в ближайшее время численность жителей в Латвии уменьшится на 31, а Литвы — на 38%. Что произойдет в такой ситуации? Поскольку основная часть молодежи уедет, возникнут трудности в обеспечении пенсионеров.
Нельзя сказать, что руководители стран Прибалтики не замечают данную проблему. Так, в Литве министерством соцзащиты было заявлено, что после 2020 года средняя пенсия из-за названной выше проблемы составит максимум четвертую часть средней зарплаты. Далее размеры пенсий придется снижать.
Самая сложная обстановка в Латвии. Здесь уровень соотношения между пенсионерами и трудоспособными достигл 28%. По прогнозам, к 2014 году этот показатель составит 43%. Что касается Литвы и Эстонии, то в этих странах обстановка не на много лучше. В названной дате последний показатель, ожидающийся в них, должен достичь 42 и 40%. Если оценивать все эти цифры непредвзято, то можно говорить о том, что страны Прибалтики уверенно движутся к демографической катастрофе.
Что делать? Один из выходов — повышать налоги. Второй — повышать пенсионный возраст. Именно это в Прибалтике уже делается. В 2025 году пенсионный возраст в Латвии составит 65 лет, в Литве ставится такая же цель, в Эстонии пошли еще дальше, назвав целью 70 лет.
Повышение налогов станет тем, из-за чего из стран Балтии начнут уезжать даже те, кто делать это не хотел. Это бегство может массовым. Причина — для обеспечения пенсионеров потребуется налоги поднять в несколько раз. Правда, есть выход — создавать рабочие места, чтобы трудоспособные не уезжали. Однако ради этого придется пересмотреть сам принцип развития, который действовал более 25 лет. Но на это сегодняшние руководители не пойдут. Они будут и дальше рассказывать об агрессивных планах России, о контрабандистах и о том, что от всего этого ужаса надо отгородиться стенами.
В настоящее время, пока на границах стен нет, их охрана и необходимый контроль осуществляются обычным способом. Мигрантов-нелегалов задерживают регулярно. В их числе представители и стран бывшего СССР, и граждане, приехавшие из Африки. Большинству из них удается без особого труда пересечь границу. Этому способствует информация, которую регулярно выставляют в Интернете опытные нарушители. Трудно поверить, что после устройства стен они не смогут найти необходимые лазейки. А значит, следуя их советам, незаконные мигранты, контрабандисты будут беспрепятственно обходить и стены, и все остальное.
Точка невозвратаНо есть кое-что и многим важнее мигрантов, контрабандистов и запугиваний граждан стран Прибалтики российской угрозой. Границам между бывшими союзными республиками довольно трудно разделить народы, живущие рядом. Их объединяют не только родственные связи, но и множество общих интересов. И неважно, о каких бывших союзных республиках идет речь. В данном случае ближе всего к Латвии находится Псковская область.
Когда-то жители Прибалтийских стран называли приезжающих к ним псковичан «покупантами». Вероятно, объяснять значение этого слова не надо. А вот о том, что в последние годы оно, сохранившись, поменяло свое значение, сказать можно. Правда, речь идет не о значении, а о точке приложения или об обозначаемых субъектах.
Читайте также:
Жители Эстонии регулярно приезжают к соседям в Россию, чтобы купить в тамошних аптеках лекарства, потому что они в России дешевле. Частыми гостями приграничной зоны в России бывают и жители других Прибалтийских стран. И дело тут не только в приграничной торговле. Всего лишь четверть века назад это разделение носило условный характер. Союзные республики почти не отличались от регионов, существовавших в СССР (областей, краев). Между их жителями длительное время устанавливались родственные и просто дружеские связи. И вот теперь между ними существует государственная граница.
Руководители стран Балтии не могут не понимать, что стены, какими бы самыми современными средствами их ни оборудовали, не только не обеспечат «глухую защиту», но и не отобьют у граждан желание общаться с друзьями, родственниками, просто с теми, кто живет за этими стенами. Почти не влияет на это и постоянное запугивание российской угрозой. Что касается мер, принимаемых для дальнейшего ухода от России, то их результат — массовый отъезд собственного населения в страны Западной Европы, рост безработицы, снижение доходов.
В последние годы руководство Прибалтийских стран старательно избавлялось от всего того, что связывало их с Россией. Если четверть века назад эти связи были тем, что можно назвать стратегическим партнерством, которое могло бы поднять уровень жизни в Прибалтике до существующего в Скандинавских странах, то в ближайшие годы речь может пойти просто о выживаемости.
Конечно, нельзя сказать, что точка невозврата пройдена. Если забыть о русофобии, попытаться вернуть хотя бы часть тех связей, которые существовали раньше с РФ, то положение постепенно можно улучшить. Однако на такое в Прибалтике руководители не согласятся. Для них гораздо лучше кричать об угрозе с Востока и надеяться на подачки от Евросоюза.