В июне 2016 года в общеевропейском доме, который ранее только поглощал новых членов малыми и большими порциями, была пробита брешь.
Жители Великобритании на общенациональном референдуме изъявили желание покинуть Евросоюз. И хотя перевес у сторонников выхода страны из ЕС был не слишком значительный (51,89% против 48,11%), лед тронулся, и Великобритания не слишком динамично, но все же начала двигаться в сторону от диктата Брюсселя.
%directРеферендум состоялся 23 июня, а уже 25 июня британский еврокомиссар Джонатан Хилл подал в отставку. 28 июня в Брюсселе был совершен символический жест — перед зданием Еврокомиссии спустили британский флаг. 13 июля сложил с себя полномочия главы кабинета министров Дэвид Кэмерон, являвшийся сторонником сохранения членства Соединенного Королевства в ЕС. Главный оппонент по вопросу Brexit в Консервативной партии Борис Джонсон не стал возглавлять правительство — эта должность перешла к экс-главе МВД Соединенного Королевства Терезе Мэй. Тем не менее вне политики Джонсон не оказался — ему доверили встать во главе британского Министерства иностранных дел.
В ноябре 2016 года Высокий суд Лондона предписал правительству страны перед началом процедуры по выходу из ЕС заручиться поддержкой парламента. В январе 2017 года уже Верховный суд Великобритании подтвердил необходимость одобрения Brexit со стороны парламента, отклонив апелляцию правительства. Тем не менее палата Общин препятствовать выходу страны из Евросоюза не стала, одобрив законопроект выхода из ЕС. 494 человека проголосовали «за» и 122 — «против». Противникам документа не удалось продавить проведение повторного референдума по Brexit, а также сохранение Британией членства в Евроатоме.
Теперь слово за палатой лордов. Победа евроскептиковBrexit расколол политическую элиту Великобритании. Результаты референдума были позитивно восприняты евроскептиками, националистами и консервативной оппозицией. За выход Великобритании из Евросоюза ратовал Найджел Фараж, возглавлявший на тот момент Партию независимости Соединенного Королевства. Едва ли не главным лицом сторонников Brexit являлся уже вышеупомянутый Борис Джонсон, который хотя и являлся членом правящей Консервативной партии, в вопросе европейских перспектив страны находился в оппозиции к премьер-министру Дэвиду Кэмерону.
Народ Соединенного Королевства, в большинстве своем, тоже оказался сторонником независимости Великобритании от европейских чиновников. Больше всего желали выйти из ЕС жители Англии (53,4% проголосовавших) и Уэльса (52,5%).
Исходя из того, что большая часть населения Великобритании проживает в Англии, мнение англичан оказалось решающим. Шотландия противНемалая часть британского общества оказалась совсем не в восторге от перспектив расставания с Европой. Если говорить о политиках, то главным неудачником референдума стал экс-премьер страны Дэвид Кэмерон, которому из-за результатов голосования как раз и пришлось примерить приставку «экс». В проигрыше оказались и политики, работавшие в структурах Евросоюза. Вряд ли обрадовались надвигающейся независимости от ЕС предприниматели, чей бизнес был завязан на европейском рынке. Теперь доступ к единому рынку ЕС может для них значительно затрудниться.
Если говорить о противниках Brexit среди простых жителей Великобритании, то сосредоточены они оказались в Лондоне, Шотландии (62%), Северной Ирландии (55,8%), Гибралтаре (95,9%). Повлиять на исход референдума лондонцам, шотландцам, ирландцам и жителям Гибралтара не удалось, однако попытки застопорить выход из ЕС с их стороны принимались. Против запуска Brexit проголосовали в парламенте Шотландии, однако это решение не имело юридической силы. Также первый министр Шотландии Никола Старджен угрожала Лондону провести повторный референдум по выходу из состава Соединенного Королевства, если Brexit состоится по жесткому сценарию.
Хватит ли у шотландских политических элит воли провести повторный референдум и позволят ли им это сделать британские элиты — вопрос открытый. Но если все политические игроки будут последовательны, то появление независимой Шотландии может стать реальным итогом Brexit.Ранее премьер-министр Великобритании Тереза Мэй заявила о планах «жесткого» варианта по выходу из ЕС, который подразумевает уход с единого европейского рынка.
Если Никола Старджен решается на свой референдум, а не просто запугивает Лондон, то шотландцы, учитывая их голосование на референдуме о Brexit, вполне могут выбрать независимость от Великобритании и сотрудничество с ЕС. На последнем референдуме о выходе Шотландии из Соединенного Королевства 45% голосовавших высказывались за независимость, а Brexit может как раз добавить масла в огонь. Учитывая возможные подтасовки на прошлом референдуме, шанс выйти из состава Великобритании становится реальным.
Независимая Шотландия, в свою очередь, оставит Великобританию без доступа к богатым нефтяным месторождениям в северной части острова, а также без возможности использовать базы флота на территории Шотландии. Пока кажется фантастикой, что с такими возможными издержками Лондон позволит шотландцам обрести независимость. Хотя и в возможность выхода Великобритании из ЕС не так уж много специалистов верило.
Выход Северной Ирландии из состава Соединенного Королевства тоже нельзя исключать. Жители северной части острова рассматривают возможность проведения своего референдума. Остаться в ЕС жители Ольстера могут, воссоединившись с Ирландией, что предусматривается Белфастским соглашением 1998 года. Таким образом, выход Великобритании из ЕС может стать причиной выхода Шотландии и Северной Ирландии уже из состава Соединенного Королевства.
Союз англосаксов вместо единой ЕвропыПотеря Шотландии и Северной Ирландии для Лондона пока является гипотетической, зато расставание с единой Европой и накопившимися общеевропейскими проблемами уже почти стало реальностью. Одобренный палатой Общин законопроект наделяет Терезу Мэй полномочиями задействовать 50-ю статью Лиссабонского договора и в вопросе выхода из ЕС перейти уже наконец-то от слов к делу. Проблемы с мигрантами и слабыми в экономическом плане членами ЕС Великобритания оставит единой Европе. Также Евросоюзу без участия Соединенного Королевства, возможно, придется столкнуться с новыми проблемами. Здесь уместно будет вспомнить слова возможного посла США в ЕС Теда Мэллока, намекавшего на желание развалить объединение европейских стран.
Здесь нет ничего удивительного — не секрет, что Евросоюз при создании являлся проектом американским. Именно поэтому предыдущий глава США Барак Обама был против выхода Великобритании из ЕС. А вот новый глава США Дональд Трамп выбор британцев поддерживает, об этом он заявил на встрече с премьер-министром Великобритании. Возможно, американский президент совместно с советниками, придумали новую геополитическую модель, где ЕС является ненужным балластом.
Трамп последовательно отказывается от различных глобальных проектов своего предшественника, будь то Транстихоокеанское партнёрство или несостоявшийся проект Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Строительство стены в Мексике может стать поводом для свертывания соглашения о свободной торговле НАФТА.
Читайте также:
Взамен всех этих ненужных для США, по мнению администрации Дональда Трампа, объединений вполне возможно более тесное сотрудничество между англосаксонскими странами — США, Канадой, Великобританией, возможно, Австралией и Новой Зеландией. Первую свою встречу с лидером другого государства новый президент США как раз провел с Терезой Мэй, и вряд ли это случайно.
Выход Великобритании из Евросоюза стал лишь первым ударом для объединения. Отношение нового президента США к Европейскому союзу вряд ли добавило уверенности чиновникам из Брюсселя. Экономические проблемы для Великобритании могут компенсироваться новыми перспективами от сотрудничества с США. Чем экономические сложности, связанные с потерей Великобритании, сможет компенсировать ЕС, пока непонятно.
Да и будет ли будущее у объединения — большой вопрос. Евроскептики усиливают позиции во многих странах «старой» Европы. В 2017 году Евросоюзу предстоит дать бой евроскептикам на выборах в Нидерландах, Франции, Германии. В 2018 году евроскептики будут проверять ЕС на прочность уже в Италии и Австрии. В 2019 году состоятся выборы в Европейский парламент. Brexit нанес первый удар по единой Европе, а впереди надвигается двухлетняя серия ударов евроскептиков и совсем не факт, что объединение с честью выдержит их. Впрочем, есть вероятность, что Brexit и охлаждение отношений с США создадут шанс для ЕС стать самодостаточным геополитическим игроком. Правда, из нынешних лидеров стран Европы харизматических фигур, способных дать новый импульс объединению, пока не наблюдается.