На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Траурный марш статистического шума

26 февраля в Москве состоялся траурный марш по поводу второй годовщины убийства Бориса Немцова.

26 февраля в Москве состоялся траурный марш по поводу второй годовщины убийства Бориса Немцова.

Его организаторы много и громко обещали продемонстрировать, что несмотря ни на что оппозиция сильна, воодушевлена идеями и сплочена вокруг мученического образа «геройски павшего бойца».

Одним из главных посылов должно было стать — «у нас все получится». Должно было, но не стало. Второй Хорст Вессель из Бориса Немцова не вышел.

Эхо затихающего шума %direct

Как сообщило ГУ МВД РФ по городу Москва на акцию оппозиционеров пришли примерно 5 тыс. человек. Сами организаторы заявляют о 15 тысячах. Как это уже неоднократно подтверждалось прежде, истина лежит где-то между. Точнее, она заключается в другом. Первый «траурный марш» два года назад собрал более 50 тыс. участников. В прошлом году их набралось уже только 24 тысячи. Так что даже максимальные 15 тыс. в этом году — и это в городе с населением более 12 млн человек — более чем убедительно свидетельствуют, что несистемная оппозиция в России испустила дух.

За пять лет с майского «Марша миллионов» 2012 года она окончательно растеряла свою общественную поддержку. Не помогли даже такие «старые зубры», как председатель партии «Западный выбор» Константин Боровой и бывший депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Геннадий Гудков, а также бывший же председатель Правительства РФ Геннадий Касьянов, как и бывший кандидат в президенты России — Алексей Навальный. Если бы не участие в шествии посла Литовской республики в России Ремигиюса Мотузаса, то все мероприятие можно бы было смело назвать маршем бывших.

Ирония произошедшего заключается еще и в том, что в этих остатках протестного статистического шума оказались смешаны и борцы «за другую Россию», и ПАРНАС, и даже «Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие». Не было там лишь самого народа России. И хоть какой-нибудь позитивной идеи там не оказалось тоже.

Фото. Даже по данным организаторов марша, в нем приняли участие не более 15 000 человек из 15-миллионной Москвы © EVGENY SINITSYN | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. Даже по данным организаторов марша, в нем приняли участие не более 15 000 человек из 15-миллионной Москвы© Evgeny Sinitsyn | globallookpress.com

Подмена смысла формой

Поразительнее всего, что больше о главном оппозиционном мероприятии, обещавшем всколыхнуть миллионы, сказать оказалось нечего. Совсем. Не помогла даже история с провокационным обливанием лица Касьянова зеленкой. Там собрались люди, которые живут по заветам киноперсонажа Портоса — «я дерусь просто потому, что я дерусь». Они совершенно забыли, что оппозиция — это не просто быть всегда против, оппозиция означает обязательное наличие альтернативной стратегии решения стоящих перед страной и обществом спорных вопросов. Причем именно цельной и реализуемой на практике стратегии, а не только набора каких-то лозунгов, к тому же одноразовых.

И уж совсем фарсом выглядит транспарант «Мы победим!» на фоне откровенной междоусобной грызни «последних из могикан» в уже практически пересохшем пруду, вылившейся в позорный цирк во время прошедших думских выборов. «Яблоко» категорически разругалось с Ходорковским. Скандалы сотрясали ПАРНАС и всю Демократическую коалицию.

Еще даже толком не выйдя на стартовую линию, лидеры оппозиционных партий и движений начали с упоением топить друг друга в процессе дележа будущих кресел и портфелей. В результате вместо политической борьбы оппозиции с действующей властью все превратилось в войну личных амбиций в стиле телешоу «Дом-2»: кто что сказал, кто на кого как посмотрел, кто кого предал, кто с кем сексом занимался, кто кого как назвал и в какой степени кому безразлично, как его назвали.

Даже для изрядной доли собственных сторонников стала очевидной неспособность лидеров как бы то ни было между собой договариваться и делать хоть сколько-нибудь общее дело. Нельзя сказать, чтобы общий уровень протестных настроений в России упал так уж сильно. По многочисленным опросам общественного мнения, количество в той или иной степени серьезно недовольных своим текущим положением в стране колеблется от 9 до 12%, с учетом общей численности населения России это от 13 до 17 млн человек. Но если в 2010–2012 годах они верили пламенным обещаниям «народных борцов», вроде Навального, и почтительно внимали речам «старых профессионалов», типа Касьянова, то теперь факт, что оппозицию возглавляют «совсем не смешные паяцы», поняли уже, кажется, все. Кроме самих оппозиционеров.

Без карты, компаса и маршрута

И самое главное — своими протестами организаторы и возглавляемые ими политические движения сами выстрелили себе в ногу. Много лет они пугали население ужасом тотальной катастрофы «если Запад от нас отвернется» — с цифрами, графиками и картинками страшных мучений на нефтяной игле. Однако уже третий год западных санкций наглядно демонстрирует обратный результат. Не без сложностей, но в целом довольно успешно страна восстанавливает отрасли, в которых еще недавно наше поражение перед западным бизнесом казалось сокрушительным и окончательным.

 «Кремль проводит ошибочную внешнюю политику, — утверждала оппозиция, — это подрывает международную безопасность и грозит военной эскалацией, вплоть до Третьей мировой». Но сегодня выясняется, что именно последовательная и жесткая российская позиция на международной арене эту самую опасность развязывания мировой войны и снижает. Особенно наглядно на Ближнем Востоке, где за год России для дела мира в Сирии удалось сделать на пару порядков больше, чем всей западной коалиции за пять лет «миротворческих операций».

Фото. Как говорил Портос, «я дерусь, потому что я дерусь» © VALYA EGORSHIN | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. Как говорил Портос, «я дерусь, потому что я дерусь»© Valya Egorshin | globallookpress.com

Сегодня даже по вопросу Крыма продолжать настаивать на его возврате Украине могут лишь те, кто только вчера вернулся с необитаемого острова. Признать очевидное был вынужден даже Ходорковский, заявивший во время своего выступления перед журналистами и студентами в лондонском клубе, что «решать вопрос Крыма все-таки должны жители Крыма, хотя вести переговоры с Украиной тоже нужно».

Таким образом, перейдя от просто истерики «как в стране плохо вообще все», характерной для периода «до Болотной», к попыткам «ошибки власти доказать цифрами», оппозиция добилась того, что протестный электорат действительно стал немножко задумываться о происходящем в стране. И тут выяснилось, что государство, конечно, по-прежнему далеко от идеала, но в то же время ни один из оппозиционных алармистских сценариев не сбылся. Вышло вообще все наоборот!

Более того, одержав явную победу на выборах в местные органы власти, оппозиция показала, что в реальной практической работе для улучшения жизни страны она не может совсем ничего. Подавляющее большинство победивших кандидатов потом не скрывали, что рассматривают результат только в качестве первого шага к вершинам государственной власти. Как-либо практически работать на своих местах они не умеют, не хотят, не знают, и вообще — заниматься такими мелочами им попросту не интересно.

Долгое время единственной основой оппозиционной идеи являлось «стать, как на Западе». Хотя на самом деле реалии западной жизни давно и сильно отличались от благостного образа, сложившегося по голливудским кинофильмам конца прошлого века и которая по инерции еще имеет некоторую популярность в России. Это позволяло лидерам уклоняться от ответа на вопрос: что будет потом, после народной революции? Но февральский Майдан 2014 года на Украине и особенно победа Трампа в США показали, что, во-первых, реальный Запад совсем не такой, как на постерах, во-вторых, даже чтобы сделать «как на Западе», требуется иметь какую-то собственную внятную стратегическую программу. А вот ее-то у оппозиции как раз и нет. Более того, выработать хотя бы что-то похожее на программу она решительно не в состоянии. К тому же Украина продемонстрировала, насколько негативными оказываются последствия практической реализации популистского варианта: давайте сначала уберем всех плохих, а потом уже на месте разберемся, что делать дальше. Но тогда поддерживать этих крикунов зачем?

Новое вино в старые меха

Впрочем, это вряд ли означает, что оппозиционеры завтра самораспустятся и разойдутся по домам тихо писать мемуары. Они проиграли государству и потеряли еще недавно очень полноводные зарубежные источники финансирования, но от принципиально либерального подхода к мировосприятию, тем не менее, не отказались.

Читайте также: Германский ультиматум ЕС: остальным или на весла, или за борт Германский ультиматум ЕС: остальным или на весла, или за борт

И определенные источники денег «на продолжение борьбы» внутри страны у них еще пока есть. Но масштаб этих средств уже не позволяет претендовать не то что на кресло президента или места в Государственной Думе — их не хватает даже на губернаторский уровень, но продолжить мутить воду на местах им еще по силам.

Один из подобных примеров — недавняя акция «Марш трактористов на Москву» в Южном федеральном округе. В отсутствии фундаментальной привлекательной идеи лидеры протестного движения просто ищут любую проблему, потенциально способную создать богатый медийный скандал, и значит — привлечь к себе внимание прессы. А там уже под новыми знаменами и с новыми символами можно опять попытаться выдать себя за лидеров всенародного протеста.

Выйдет ли из этого у них что-либо стоящее — вряд ли. Но, с другой стороны, следует признать, что наличие этих людей в стране в целом все же необходимо. Они служат своего рода эффективным индикатором здоровья общества. В конце концов, не будь их, изрядная доля населения России до сих пор продолжала бы верить в реалистичность либеральных сказок.

 

Ссылка на первоисточник
наверх