На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Постфактум

3 подписчика

Бразильские фавелы: прообраз новой цивилизации или исключительная региональная особенность?

Бразилия снова находится на грани социального взрыва. Но возможно ли увидеть в нем образ мира будущего?

Бразилия снова находится на грани социального взрыва. Но возможно ли увидеть в нем образ мира будущего?

7 февраля из-за протестов полицейских, состоявшихся неделей ранее, город Витория — столица штата Эспириту Санту — превратился в «преступный рай».

Как отмечают СМИ, за двое суток в городе было совершено 60 убийств и 150 ограблений магазинов. Ситуация обострилась настолько, что на борьбу с преступниками были отправлены силы национальной обороны.  

%direct

«Я никогда не видела ничего похожего. Магазины ограблены, на витринах уже ничего не осталось. Отовсюду слышна стрельба. Я работаю в госпитале, так дошло до того, что бандиты ведут перестрелку уже в здании нашего госпиталя. Мы готовимся к самому худшему», — отмечает жительница города.

«Преступная» Бразилия показала себя во всей красе во время Олимпийских игр в Рио, которые прошли летом 2016 года. Команды России, Австралии, Дании были ограблены непосредственно во время соревнований. От уличных нападений пострадали и спортсмены, и чиновники, и рядовые делегаты, и журналисты. Воровали не только в городе, но и в самой олимпийской деревне, причем нередко украденные вещи без малейшего стеснения использовались обслуживающим персоналом.

Все это в очередной раз возродило дискуссию о бразильских фавелах. С одной стороны, очевидно, что фавелы являются настоящим «рассадником» криминалитета. С другой стороны, по данным бразильского института по изучению фавел Instituto Data Favela, 81% населения их население устраивает такая жизнь и они не хотят покидать свои трущобы.

Их нисколько не смущает соседство с богатыми районами крупных городов. Но станет ли эта модель прообразом будущей цивилизации с «многоэтажным» человечеством, где богатые отгораживаются от бедных бетонными стенами, а социальная система скатывается чуть ли не к кастовому обществу? Ответ на этот вопрос можно дать только при детальном рассмотрении нынешнего состояния бразильских фавел.

Фото. В фавелах проживают около 12 миллионов человек © DIEGO HERCULANO | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. В фавелах проживают около 12 миллионов человек© Diego Herculano | globallookpress.com Бразильские фавелы сегодня

Фавелы представляют собой несанкционированные трущобы на окраинах больших городов, которые возникли в конце XIX века с отменой рабства. Они заселялись бывшими рабами и отставными солдатами, которые не могли найти себе работу. Таким образом, с первых дней своего существования фавелы стали местом скопления маргиналов, которые не вписывались в существующую общественную модель. Тогда же эти трущобы стали родным домом для преступников. До сих пор эти «островки» живут по своим правилам и не подчиняются попыткам правительства ограничить криминальную деятельность их жителей.

Вопросы безопасности стали причиной возведения стен, призванных изолировать фавелу от внешнего мира. С одной стороны, власти поддерживали эту инициативу с позиции экологии, поскольку для расширения территорий фавел жители стихийно вырубали леса, которые находятся под защитой государства. С другой стороны, богатые жители городов рассматривали это как возможность отгородиться от криминалитета и беспредела местной наркомафии. Типичный пример — район Мурумби в Сан-Пауло, где жители фактически создали свое «гетто для богатых», отгородившись от фавел.

«Всего лишь несколько семей, друзей решили, что их достала преступность на улице, что им надо хотя бы дома быть обеспеченными безопасностью, сами выкупили кусок земли, который сейчас стоит в 10 раз дороже, чем тогда стоил, в начале 90-х», — рассказал обозреватель журнала “Bloomberg” Илья Архипов.

Тем не менее сейчас ситуация изменилась. На данный момент в фавелах проживают около 12 млн человек. Самая крупная из них находится в Рио-де-Жанейро, где сосредоточено около 17% всего населения фавел. Правительство неоднократно пыталось убрать трущобы. В частности, это было приоритетной задачей перед проведением крупных спортивных соревнований — Чемпионата мира по футболу в 2014 году и Олимпийских игр. Однако жители фавел массово отказывались переезжать в новые постройки, предназначенные для расселения бедных из трущоб.

Фото. Фавелы живут по своим правилам и не подчиняются попыткам правительства ограничить © GEORG ISMAR | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото. Фавелы живут по своим правилам и не подчиняются попыткам правительства ограничить© Georg Ismar | globallookpress.com

В конечном счете нынешние бразильские фавелы — это уже не трущобы и не гетто. Результаты исследований за 2013 год показывают, что хотя 53% жителей фавел не были уверены, будут ли у них завтра деньги, чтобы купить еду, 76% смотрели на будущее с оптимизмом. Конечно, стоит сделать оговорку, что завышенные ожидания были связаны с грядущим Чемпионатом мира по футболу, однако и впоследствии ситуация ровным счетом не изменилась. Сопротивление жителей вылилось в вооруженные столкновения с властями, в результате которых фавелы пришлось сохранить.

На деле, если подробно рассмотреть статистику, фавелы населяют не только беднота. По подсчетам аналитиков, доходы жителей в общей сумме превышают 60 млрд реалов, то есть около 30 млрд долларов, что превышает ВВП некоторых соседних стран. С 2003 по 2013 год 65% населения перешли по уровню доходов из низших классов в средние и только 32% — бедняки. При этом в фавелах проживает и элита — 3%. 90% жителей пользуются мобильными телефонами, у 67% дома есть современная бытовая техника, а 24% имеют собственные автомобили. Плюс ко всему эти люди получают льготы и преференции правительства, которые полагаются всем жителям фавел.

От трущоб до роскошных апартаментов

Фавелы наравне с статуей Христа стали одной из достопримечательностей Рио и других городов, поэтому местные жители активно привлекают туристов, зарабатывая на колоритной картинке своих трущоб, которая во многом уже не отражает реального уровня жизни. В фавелы Рио приезжала Мадонна и британский принц Чарльз, а Майкл Джексон даже снимал свой клип в поселении Санта-Марта. Привычными здесь стали групповые экскурсии для туристов из Европы, США и Канады.

Особенно жизнь фавел изменилась перед Олимпиадой, когда была проведена программа «умиротворения» местных жителей, то есть декриминализация некоторых районов с помощью силовых операций. Так, например, от преступников было очищено поселение Видигаль, за которое мгновенно развернулась борьба между инвесторами в сфере недвижимости. Теперь эта фавела стала одним из самых модных районов Рио. Цены на недвижимость возросли в разы: по разным оценкам, в 30–70 раз. По схожему сценарию поменялись и другие трущобы в непосредственной близости у пляжей.

Вместе с цивилизацией в фавелы пришли и новые правила. Так, жителей обязали платить налоги и коммунальные платежи, о которых большая часть населения не знала. Это стало причиной массовых переселений. К тому же агенты по недвижимости нередко запугивали местных жителей, чтобы те отдали свои жилища за символическую плату и уехали. В конечном счете основными жителями таких фавел стали иностранцы и местные представители среднего класса.

Бедность счастью не помеха Читайте также: Будет ли новое расследование авиакатастрофы над Украиной? Будет ли новое расследование авиакатастрофы над Украиной?

Принципиальное отличие бразильских фавел от трущоб и гетто заключается в высокой степени удовлетворенностью уровнем жизни. Практически никто не покидает эти районы добровольно. По данным The World Bank, 3% населения живут не больше, чем на 3 долл. в день, а свыше 20% продолжают оставаться в трущобах. При этом по индексу счастья, который рассчитывается исходя из уровня благосостояния, ожиданий, экологии и неравенства, Бразилия занимает 23-е место в мире.

Подобная статистика может навести на мысли о том, что, возможно, эта страна станет прообразом будущего «многоэтажного» человечества, где социальные слои строго разделены, но живут бок о бок друг с другом. Тем не менее назвать Бразилию показательным примером невозможно, поскольку по своим культурно-психологическим характеристикам эта страна крайне отличается от остального мира, как и весь латиноамериканский регион. Культурный код Бразилии лучшим образом отражает традиционный карнавал с девизом «танцуют все». Перенести эти характеристики на другое общество фактически невозможно, поэтому эта модель работает исключительно для стран Латинской Америки.

 

Ссылка на первоисточник
наверх