В нем нет проверенных сведений, но есть скоропалительные выводы.
В нем нет проверенных сведений, но есть скоропалительные выводы.В нем нет проверенных сведений, но есть скоропалительные выводы.
Белый дом опубликовал отчет об обстоятельствах химической атаки, произошедшей 4 апреля в провинции Идлиб. Ранее этот документ был засекречен.
В нем указывается, что, согласно показаниям наблюдателей, в городе Хан-Шейхун от последствий отравления нервно-паралитическим газом погибли от 50 до 100 человек, и еще сотни пострадали.Утверждается также, что отчет составлен на основании данных разведки, лабораторных анализов проб, взятых у жертв, а также достоверных сведений из открытых источников. Авторы документа уверены, что смогли составить ясную и не противоречивую картину. Однако оговариваются, что в целях защиты источников информации, как всегда, не могут сообщить все доступные данные.
По сведениям, предоставленным в отчете, отравляющее вещество было доставлено в Шах-Шейхун на Су-22 ВВС Сирии с авиабазы в Шайрате. 4 апреля в 6:55 по местному времени была произведена атака. Симптомы жертв совпадали с признаками воздействия зарина и были не характерны для отравления хлором. В докладе выражается уверенность, что силы сирийской оппозиции не смогли бы сфабриковать многочисленные видео с жертвами атаки.
5 апреля Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отметила, что жертвы химатаки подверглись воздействию нервно-паралитического вещества. «Врачи без границ» (Medecins Sans Frontieres; MSF) подтвердили это сообщение словами медиков, оказывавших первую помощь пострадавшим.
Amnesty International заявила, что лабораторный анализ проб, собранных с многочисленных жертв, указывает на использование зарина. В докладе указывается, что Россия заявила, что выброс отравляющих веществ произошел в результате бомбежки склада террористов, расположенном в городе. Однако на спутниковых снимках, которые также не продемонстрированы, якобы видны воронки, расположенные в жилой части города и около больниц.Авторы отчета обвинили Москву в попытке отвлечь подозрения от режима Башара Асада и подорвать доверие к предоставленным сведениям у международного сообщества. По мнению Пентагона, большая часть российских обвинений не содержит заслуживающей доверия информации.
Стоит напомнить, что госсекретарь США Рекс Тиллерсон во время визита в Москву признал, что не располагает доказательствами причастности России к химической атаке. Однако заявил, что уверен в виновности правительственной сирийской армии и Башара Асада.
«Открытыми сведениями» в докладе, видимо, названы фотографии умирающих сирийцев, которые, как признал президент США Дональд Трамп, заставили его принять решение об авиаударе по базе в Шайрате. Результаты упомянутых в документе лабораторных исследований широкой общественности не представлены.
Одним из источников составителей доклада оказались сотрудники общественной организации «Белые каски», которые были неоднократно замечены в фальсификации данных и неопровержимых связях с боевиками.
Организация «Врачи за права человека» (SWEDHR) заявила, что «Белые каски» сфабриковал видеозапись, на которой ее сотрудники якобы оказывали помощь пострадавшим. На фотографиях и видео заметно, что общественники работают на месте предположительной химической атаки без спецкостюмов, в перчатках, респираторах и в открытой обуви на босую ногу. Кроме того, эксперты утверждают, что в случае применения зарина жертв было бы в десятки раз больше.
Они также подчеркнули наличие в районе атаки специфического запаха, которым обладают кустарные химикаты, использующиеся боевиками. Зарин, в отличие от них, запаха не имеет. Стоит также отметить, что весьма подозрительно выглядит скоропалительная атака на Шайрат, произведенная ВМС США. На авиабазе не было обнаружено контейнеров для химического оружия, только баки для боеприпасов.
Кроме того, Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) едва успела запросить сведения по применению химического оружия, а расследование инцидента затруднено присутствием в регионе боевиков террористических организаций. Помимо этого, для весомых обвинений необходимо не только определить, какой именно газ был использован, но и установить место, где он был произведен.
Россия настаивает на проведении беспристрастного международного расследования.