Турецкая оппозиция настаивает на отмене результатов недавно прошедшего в стране референдума. О том, зачем турецкому президенту расширение полномочий и почему оппозиция настроена решительно против этого, редакции «Постфактум» рассказал востоковед-тюрколог Юрий Мавашев.
Турецкая оппозиция настаивает на отмене результатов недавно прошедшего в стране референдума. О том, зачем турецкому президенту расширение полномочий и почему оппозиция настроена решительно против этого, редакции «Постфактум» рассказал востоковед-тюрколог Юрий Мавашев.Турецкая оппозиция настаивает на отмене результатов недавно прошедшего в стране референдума. О том, зачем турецкому президенту расширение полномочий и почему оппозиция настроена решительно против этого, редакции «Постфактум» рассказал востоковед-тюрколог Юрий Мавашев.
Итоги референдума о внесении поправок в основной закон страны не дают оснований говорить об уверенной победе президента Эрдогана, стремящегося максимально расширить свои полномочия. Более того, эти результаты делают Турцию значительно менее предсказуемой страной.
Когда правящая Партия справедливости и развития (партия президента Реджепа Тайипа Эрдогана) объявила о первых результатах референдума, стало ясно, что голоса в целом отражают картину политического ландшафта в Турции.
%directОбщество расколото и накалено. Получив 51,41% голосов в поддержку проводимых реформ против 48,59%, президент Эрдоган сделал хорошую мину при плохой игре, притворившись, что именно на этот результат он и его партия рассчитывали. А между тем играл он радость победителя как-то неестественно, если не сказать натянуто.
Подтверждением этому служат и его весьма сдержанные сухие формулировки к концу дня голосования. Хотя раньше уверенные победы его партии на парламентских выборах прошлых лет давали ему больше поводов для громких обещаний и, разумеется, уверенности.
Задуматься здесь есть над чем. Если проанализировать эти победные 51,41%, то выяснятся любопытные детали. Президента действительно поддерживают, но преимущественно в центральных и черноморских регионах Анатолии. Речь идет о провинциях Кайсери, Сивас, Аксарай, Конья, Невшихир, Токат, Самсун, Кастамону, Чанкыры, Малатья и других. Население этих провинций не отличается образованностью и принадлежностью к тем профессиям, которые в России традиционно относят к интеллигенции (ученые, врачи, люди искусства и т.д.). Скорее напротив, люди из представленных регионов, как правило, образованностью считают только религиозность, занимают нишу уличных торговцев, хотя среди них есть и представители крупного капитала. Часто они же доходят до радикального фанатизма.
Тем не менее даже здесь поддержка проводимых преобразований колебалась от 53% до 81%. Последний результат 81% относится к черноморскому побережью (провинции Ризе, Трабзон, Байбурт). Отсюда, к слову, происходят родственники президента Эрдогана, которые однажды переехали в Стамбул. В общем, такой поддержки, как здесь, лидер Турции больше нигде в республике не получил.
В восточных густонаселенных районах, местах компактного проживания курдского населения поддержка поправкам в «конституцию Эрдогана» была ничтожно мала. В неофициальной столице турецких курдов — городе Диярбакыре и одноименной провинции Эрдоган получил 32,41% голосов в свою поддержку против 67,59% возражающих.
То же самое можно констатировать о провинциях Мардин, Ван, Батман, Хаккяри и Ширнак. Курды явно устали от непомерных президентских амбиций Эрдогана, которые не приносят им мир с каждым миром. Наоборот, президент продолжает вести не только войну с Рабочей партией Курдистана (РПК), которая давно борется против Турции с оружием в руках, но и пересажал в тюрьмы легальную курдскую оппозицию (Партия демократии народов — ПДН), которая хотела жить с турками мирно в одной стране.
Что касается итогов плебисцита в столичных городах, то они и впрямь могут удручать Эрдогана. В Анкаре 48,85% выступают «за» реформы президента против 51,35% несогласных, а в Стамбуле 51,35% возражают против расширения президентской власти, противопоставляя себя оставшимся 51,15% соответственно. Кстати, львиная доля поддержки президента в крупных городах — это снова деревенское население, переехавшее в мегаполисы. Видимо, городская жизнь их никак не изменила.
Тем не менее после стольких финансовых затрат партии на агитацию именно в этих крупнейших городах Турции данный результат — провал хуже некуда. С чем это связано? Сторонники президента слишком агрессивно вели агитацию за расширение полномочий своего обожаемого президента, утомив традиционное городское население. Не говоря уже о черном пиаре в отношении любых несогласных, доходящем до абсурда: оппонентов Эрдогана они часто называли не иначе, как «террористами».
Неприкрытое использование сторонниками президента административного ресурса, закрытие доступа оппозиции для выражения своего мнения в СМИ и, наконец, грубейшее нарушение действующей конституции и элементарных политических правил (агитация за лидера Турции даже в «день тишины») стали последней каплей.
В общем и целом Эрдогану не удалось сыграть в лагере оппозиции мелодию под названием «Я — это Турция, а Турция это — я». Именно этим и объясняется тот факт, что, кроме сторонников президента, по большому счету особого обожания ему не показали. А он мечтал получить заветные 60%, чтобы чувствовать себя на коне. Но на его игру почти половина страны ответила, по Станиславскому, примерно так: «не верю».
Разумеется, конституционные поправки, которые предусматривают тотальное уничтожение системы сдержек и противовесов не пришлись по вкусу его противникам. Перечислим лишь главные из них.
Новая конституция дает возможность президенту республики получить всю полноту исполнительной власти, неограниченную ни одним общественно-политическим институтом. Неслучайно, что должности премьер-министра теперь не будет, а самих министров назначать и увольнять сможет только глава государства. Кстати, с момента вступления поправок в силу в 2019 году президент станет устанавливать свои законы через указы, которые будут принимать, при необходимости, в обход правительства и даже Парламента.
Читайте также:
Судебную ветвь власти президент Эрдоган также не обошел своим вниманием. Он будет контролировать Высший совет судей и прокуроров, а также Конституционный суд при помощи Министерства юстиции. Тогда как раньше эти высшие судебные инстанции действовали независимо от президентской власти.
Так что даже беглый обзор принятых поправок к конституции Турции дает представление о том, почему же значительная часть граждан, разумеется «не понимающих своего счастья», возмущена наполеоновскими амбициями своего лидера Эрдогана. И не только возмутилась, но и вышла на улицы, стремясь опротестовать судебным порядком итоги голосования на референдуме, которые не без основания можно считать слегка притянутыми за уши.
Надо ли говорить об известных исторических истинах, что авторитарные главы государств, получающие неограниченные полномочия, очень часто доводят свои страны до плачевного состояния? Пожалуй, это секрет полишинеля. В общем, покой нам только снится — сказали бы турки, говори они по-русски.