О ситуации с правами человека на Украине читателям портала «Постфактум» рассказывает Александр Семенович Брод — правозащитник и общественный деятель, директор Московского бюро по правам человека с 2002 года, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
О ситуации с правами человека на Украине читателям портала «Постфактум» рассказывает Александр Семенович Брод — правозащитник и общественный деятель, директор Московского бюро по правам человека с 2002 года, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.— Александр Семенович, мы видим нарушение прав человека на Украине: это и давление на прессу, нарушение свободы слова, преследование по политическим мотивам. Что еще должно произойти, чтобы мировая политическая элита обратила на это внимание и приняла меры?
%direct— Все эти нарушения прав человека имеют место. Прежде всего, волнуют социально-экономические проблемы, которые привели к резкому обнищанию населения на Украине, падению уровня жизни, невозможности вести самостоятельно бизнес. Особенно страдают пенсионеры, многодетные семьи, поскольку никакой государственной поддержки нет. Страна находится практически на грани дефолта, и если прекратятся кредиты и иные финансовые вливания со стороны европейских институтов, то население от отчаяния выйдет на улицу. Отчасти мы видим это уже сейчас — работники разорившихся предприятий выходят на улицу и требуют хоть каких-то средств к существованию. Что их может становить?
К сожалению, показали свою нежизнеспособность правозащитные институты на международном уровне, они долгое время не замечали вопиющих нарушений прав человека на Украине. Я имею в виду структуры ООН, ОБСЕ, Совета Европы. Они фактически прикрывали этот преступный режим, но постепенно стали признавать и обстрелы Новороссии, и гибель мирных жителей, но серьезного анализа в сфере нарушений прав человека не проводилось.
Я считаю, что ситуацию могут остановить две вещи: если спонсоры украинского режима в лице европейских финансовых структур не поставят жесткие требования к руководству Украины к качеству жизни населения. Они обязаны жестко контролировать распределение финансовых потоков, которые должны идти не только на оборону, а по сути дела — на войну, то есть на убийство стариков и детей, но и на социальные нужды рядовых граждан. Третий фактор, который может сыграть свою роль, это активность украинского общества, которое уже понимает, что данный режим ведет страну к краху. Поэтому если самые широкие слои населения будут требовать экстренных мер, в том числе выразят недоверие нынешнему руководству и потребуют досрочных выборов — это может привести к изменениям, все остальные методы, на мой взгляд, непродуктивны. Но, оговорюсь, мы никого не подстрекаем. Решать самим украинцам.— Совершенно очевидно, что нынешняя власть на Украине незаконна и использует человеконенавистническую идеологию, почему на это не обращает внимания Евросоюз?
— Это связано с политической и финансовой ангажированностью европейских институтов, которые были фактически марионетками режима администрации Обамы. Они рассматривали Украину как политический и силовой плацдарм для НАТО около границ с Россией, как очаг для подрыва безопасности Российской Федерации и как площадку для финансового обогащения. Сейчас власть в США сменилась, новый президент не намерен вести столь агрессивную политику в отношении Украины и сомневается в целесообразности финансовой поддержки ее верхушки. Я думаю, конфигурация будет меняться и влияние США будет ослабевать. Однако Трамп вынужден считаться с интересами политической элиты, которая в большинстве своем настроена антироссийски и намерена продолжать курс Обамы.
Читайте также:
— Александр Семенович, возможен ли международный трибунал над руководством Украины за их преступления?
— Эта тема неоднократно поднималась, в том числе я обсуждал ее с Виталием Чуркиным два года назад. Светлая ему память! Вопрос в том, при какой структуре будет образован этот трибунал? Это должна быть авторитетная организация, он должен иметь политический вес. Если Россия выступит с такой идеей, то Совбез ООН не поддержит ее. На мой взгляд, вопрос актуален, но по-прежнему открыт. Если создавать такой трибунал при СНГ или ЕвроАзЭс, это не будет иметь такого глобального международного масштаба, будет прослеживаться ангажированность. Может быть, стоит пойти по пути создания общественных трибуналов, по крайней мере, формировать общественное мнение о преступлениях на Украине. Несколько лет назад был общественный трибунал в Венеции, который признал Порошенко, Обаму, Меркель, Ромпеля военными преступниками. Мне кажется, должна быть продолжена эта линия. Есть немало общественных организаций и политиков, юристов в разных странах, которые готовы продолжать расследования преступлений на Украине, готовы обнародовать результаты своей работы. Свое слово должны сказать авторитетные кинематографисты уровня Оливера Стоуна. Чтобы к их слову, их документальным кадрам прислушались в разных странах. Тогда уже и структурам ООН, ОБСЕ, Совета Европы некуда будет деваться от обилия вопиющих фактов.