Протесты в США и Румынии, выборы в Германии, встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным и Петром Порошенко — такие темы стали предметом разговора корреспондента портала «Постфактум» с Алексеем Мухиным, генеральным директором Центра политической информации.
Протесты в США и Румынии, выборы в Германии, встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным и Петром Порошенко — такие темы стали предметом разговора корреспондента портала «Постфактум» с Алексеем Мухиным, генеральным директором Центра политической информации.— Алексей Алексеевич, президентом Германии стал Франк-Вальтер Штайнмайер, которого считали одним из главных конкурентов Ангелы Меркель в борьбе за пост немецкого Канцлера. Можно ли, на ваш взгляд, теперь сказать о том, что переизбрание госпожи Меркель предрешено, или все же остаются политики, способные составить ей конкуренцию?
%direct— Интрига остается, потому что Ангела Меркель имеет большой аппаратный политический вес, считается «мамой» Евросоюза, но при этом жители Германии, а также основных стран Европы прекрасно понимают, кто именно виноват в той миграционной политике, которую ведет ЕС, и соответственно, тех издержках, к которым это приводит. Не зря Ангела Меркель в последнее время делала довольно жесткие заявления о том, что Германия впредь будет вести более жесткую миграционную политику.
Тем не менее есть определенная вероятность того, что у Ангелы Меркель в конце концов не останется сильных конкурентов и она пойдет на свой четвертый канцлерский срок. Во всяком случае, выбывание из этой гонки Штайнмайера, действительно, было очень умным ходом со стороны Меркель и ее команды.
— В Румынии не прекращаются протесты. Сначала их лозунгом было требование отмены амнистии чиновников, которых арестовали по обвинению в коррупции. Потом, когда закон об амнистии был отменен, а его автор, министр юстиции, подал в отставку, протесты не только не прекратились, но, кажется, даже усилились — теперь их участники требуют отставки всего правительства. Как вы считаете, чем окончатся эти выступления и какова их реальная подоплека?
— Трудно сказать, потому что цели, действительно, не выявлены. Боюсь, что такое обострение «цветной революции» связано с неоднозначным поведением Румынии в европейской политике. Скорее всего, речь идет о сдерживании неких политических амбиций руководства страны и желании сделать его более управляемым орудием извне. Можно было бы здесь не заниматься конспирологией, но, к сожалению, вирус «цветных революций» очень активно используется для корректировки поведения глав государств Центральной и Восточной Европы, и от этого факта уйти нельзя.
— В США тоже не прекращаются протесты. Некоторые эксперты уже начинают прогнозировать досрочную отставку Трампа или даже его убийство, как в случае с Кеннеди. Чем, на ваш взгляд, являются эти протестные выступления, и чем они закончатся?
— Вопреки расхожему мнению, Дональд Трамп — системный игрок. Он пришел на пост президента США в интересах определенной группы. И пока конфликт между этой и другими группами не прекратится, протесты против Трампа, угрозы его убийства и т. п. будут продолжаться. Как только демократы, республиканцы, олигархи, которые стоят за этой ситуацией, договорятся о правилах игры, все автоматически закончится.
— На этой неделе состоится встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным, а также еще одна — Трампа и Порошенко. Как вы полагаете, стоит ли ждать сенсаций от этих встреч, или стороны ограничатся обычными протокольными заявлениями?
— Вы намекаете на то, что Пётр Порошенко и его соратники, которые были крайне несдержанны в отношении Трампа, получат от него по физиономии? С учетом темперамента Трампа такой расклад вполне вероятен. Но, думаю, все-таки Трамп уже достаточное время побыл в своей должности, чтобы изменить модель поведения. Скорее всего, речь пойдет о протокольных вещах, во всяком случае в отношении разговора с украинским лидером.
Что касается встречи с российским руководством, она тоже будет формальной, потому что Дональд Трамп всячески отказывается от того, что у него есть либо были какие-то контакты с русскими. Хотя, я считаю, что в бытность Трампа бизнесменом у него, конечно же, были заказчики из России, поэтому в дальнейшем такого рода отрицание может подвести Трампа и ослабить его политические позиции. Однако факт остается фактом: Трамп ни разу не пророссийский политик, и он, по-моему, доказал это, будучи избранным президентом США. Из хороших новостей — то, что с ним хотя бы можно разговаривать. А вот можно ли с ним договориться — посмотрим.
— Как вы считаете, каким будет общий тон Трампа на переговорах с лидерами стран НАТО в мае?
— Сейчас Америка будет перекладывать часть финансовых обязательств по содержанию аппарата НАТО (напомню, это, прежде всего, бюрократическая, а не военная организация) и попытается сподвигнуть европейское руководство оплачивать услуги альянса — в значительной части американских вооруженных сил — через аппарат НАТО. Я имею в виду пресловутые 2% от ВВП, которые должны выплачивать государства — члены альянса на разные нужды. Многие страны, особенно не являющиеся системообразующими для Европы, так или иначе отказываются под разными предлогами делать такие серьезные взносы. В связи с этим, я полагаю, Трамп будет разговаривать с ними с позиции силы.
— Каково влияние новой политики США и возрастающей роли Германии в деле преодоления кризиса на Украине?
Читайте также:
— Стоит учитывать, что, став президентом Германии, Штайнмайер может активизировать позицию по этому вопросу и, во-первых, начнет настаивать на исполнении так называемой «дорожной карты» по Минским соглашениям, а во-вторых, припомнит тот факт, когда многими министрами иностранных дел стран ЕС было завизировано соглашение с Януковичем, а после этого в Украине произошел госпереворот. Вполне вероятно, г-н Штайнмайер напомнит нынешним украинским политикам об их коварстве и потребует больше уступчивости в выполнении Минских соглашений, которые являются репутационными для Германии. Ведь в случае их невыполнения Украиной вся ответственность за это ложится на хрупкие плечи европейских политиков.
— В Украине сейчас ведутся военные действия, и вновь обсуждается вопрос о возможности ввода российских войск. Как вы считаете, стоит ли нашей стране в такой форме принимать участие в этом конфликте?
— Конечно, нет. Это возможно только в том случае, если, по примеру Сирии, украинское руководство запросит помощь стабилизирующего характера и российское руководство даст положительный ответ. В остальных случаях речь пойдет о вялотекущем и периодически обостряющемся конфликте, который будет длиться еще очень долго.
— А есть ли событие, которое может резко переломить сейчас весь ход событий на Украине?
— Безусловно. Это отход киевских властей от дел и избрание нового правительства, действующего исключительно в интересах Украины, а не третьих стран типа США и Германии.